1. Проект решения о бюджете внесен администрацией муниципального района на рассмотрение в Совет муниципального района 14 ноября 2023 года, с соблюдением установленного пунктом 16.1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе, срока и размещен на официальном сайте администрации муниципального района края 22 ноября 2023 года.

2. В целом, внесенный проект решения о бюджете, составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. При составлении Проекта бюджета соблюдены принципы общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, прозрачности (открытости) бюджета, установленные статьями 35, 36 БК РФ. Документы и материалы, представленные одновременно с Проектом решения, соответствуют требованиям статей 184.1 и 184.2 Бюджетного кодекса РФ, пункту 14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе. Так,

1). Основные параметры Проекта бюджета на 2024 -2026 годы сформированы с соблюдением принципа сбалансированности, установленного статьей 33 Бюджетного кодекса РФ.

2). В Проекте бюджета муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов:

- общий объем доходов планируется на 2024 год в сумме 1 787 792,1 тыс. рублей, на плановый период 2025 и 2026 годов в сумме 1 664 824,6 тыс. рублей и 1 701 505,2 тыс. рублей соответственно;

- общий объем расходов планируется на 2024 год в сумме 1 786 481,0 тыс. рублей, на плановый период 2025 и 2026 годов в сумме 1 663 513,5 тыс. рублей и 1 701 505,2 тыс. рублей соответственно.

На 2024 и 2025 годы, в связи с необходимостью обеспечения средств для возврата бюджетных кредитов, предоставленных из краевого бюджета, бюджет муниципального района сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 1 311,1 тыс. рублей, на 2026 год – объем расходов сформирован в объеме доходов бюджета. Остатка на едином казначейском счете учета бюджетных средств на начало 2024, 2025, 2026 годов не планируется.

3). При формировании источников финансирования дефицита бюджета муниципального района соблюден принцип полноты отражения основных показателей бюджета, предусмотренный статьёй 32 Бюджетного кодекса РФ, состав источников соответствует статье 96 Бюджетного кодекса РФ.

4). В соответствии со статьей 184.1 БК РФ в Проекте бюджета выделены все публичные нормативные обязательства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Забайкальского края и Краснокаменского района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Общий объем публичных нормативных обязательств на 2024 год составляет 59 607,0 тыс. рублей, на плановый период 2025 и 2026 годы – 60 472,0 тыс. рублей и 62 444,6 тыс. рублей соответственно.

5). В соответствии с требованиями пунктом 2 статьи 107 в Проекте бюджета установлен верхний предел внутреннего муниципального долга: на 01.01.2025 года – 312 908,6 тыс. рублей, на 01.01.2026 – 325 532,8 тыс. рублей, на 01.01.2027 – 361 230,9 тыс. рублей, с указанием в том числе верхнего предела по муниципальным гарантиям: на 01.01.2025 года – 0,0 тыс. рублей, на 01.01.2026 – 0,0 тыс. рублей, на 01.01.2027 – 0,0 тыс. рублей.

Долговая политика Краснокаменского района в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годах предусматривает обеспечение сбалансированности бюджета муниципального района, поддержание параметров муниципального долга на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных пункту 3 статьи 107 БК РФ.

6). Запланированные расходы на обслуживание муниципального долга в 2024 – 2026 годах не превышают установленное статьей 111 БК РФ предельное значение и составили на 2024 год – 2,6 тыс. рублей, на 2025 год – 1,2 тыс. рублей.

7). Резервный фонд администрации муниципального района предусмотрен в размере 50,0 тыс. рублей ежегодно, что не превышает установленное статьей 81 БК РФ предельное значение.

8). Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального района сформирован в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 179.4 БК РФ, с нормативными актами муниципального района, и определен исходя из прогнозного объема доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации: на 2024 год – 6 811,6 тыс. рублей, на 2025 год – 7 221,3 тыс. рублей и на 2026 год – 7 640,8 тыс. рублей.

9). В целях реализации пункта 2 статьи 136 БК РФ в части соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в Проекте бюджета установлены ограничения на принятие решений, приводящих к увеличению численности работников органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и расходов на их содержание.

10). Доходы и расходы бюджета муниципального района сформированы в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, установленными Приказом Министерства финансов России от 29.07.2021 № 85н.

11). Проект бюджета муниципального района на 2024 – 2026 годы составлен в порядке, установленном Постановлением Администрации муниципального района от 29.04.2016 года № 71.

Порядок подготовки Проекта бюджета, его структура, наличие необходимых приложений, установленных Бюджетным кодексом РФ Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе соблюдены.

3. В ходе проведения экспертизы Проекта бюджета проверена

обоснованность показателей Проекта бюджета на основе расчетов, представленных в составе документов и материалов к Проекту.

Доходная часть бюджета сформирована в соответствии со статьями 61.2 и 62 Бюджетного кодекса РФ. Состав источников поступлений в местный бюджет на 2024 - 2026 годы определен в соответствии с перечнем и нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Забайкальского края.

В целом прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений за ряд лет. Доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом, не учтенные при прогнозировании, могут быть рассмотрены в качестве резервов пополнения доходной части местного бюджета, в связи с отсутствием предпосылок к снижению указанных доходов в прогнозируемом периоде.

Также в Проекте бюджета муниципального района на 2024 – 2026 годы в полном объеме предусмотрены суммы межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края, в соответствии с проектом Закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджетов сельских поселений на исполнение части полномочий поселений в соответствии с заключенными соглашениями.

Расходная часть бюджета сформирована в Проекте бюджета с учетом приоритетов, определенных основными направлениями бюджетной политики муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2024 – 2026 годы.

В связи с недостаточной доходностью местного бюджета, в Проекте бюджета на 2024 год предусмотрены средства на выплату заработной платы и уплату страховых взносов из расчета на 9 месяцев, на оплату коммунальных услуг - на 10 месяцев; на питание детей из молообеспеченных семей – на 10 месяцев, на доплату к пенсиям муниципальным служащим – на 10 месяцев, на исполнение публичных нормативных обязательств – на 10 месяцев, на уплату налогов средства предусмотрены в полном объеме. Текущее содержание учреждений – исходя из ожидаемого исполнения в 2023 году (без учета расходов на проведение ремонтов учреждений и приобретение основных средств) в размере 33% от потребности.

Расчет фонда оплаты труда произведен исходя из планового фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы рассчитанного исходя из штатных расписаний, с учетом фактических расходов на оплату труда в 2023 году, с учетом Закона Забайкальского края от 29.06.2023 № 2222-ЗЗК «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае и о внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края», без учета повышения МРОТ с 01.01.2024 года.

В разрезе каждого главного распорядителя плановые суммы определены в соответствии с расчетами по утвержденной методике исходя из объемов каждого вида получаемых услуг в натуральных показателях и действующих тарифах, проиндексированных на дефляторы, а также с учетом ожидаемого исполнения 2023 года.

Проект бюджета обеспечивает соблюдение программно-целевого принципа планирования в общем объеме расходов бюджета.

Проведенный анализ соответствия показателей муниципальных программ показателям Проекта бюджета показал, что из 5 муниципальных программ, принятых к реализации в 2024 – 2026 годах, по 1 муниципальной программе в Проекте бюджета ассигнования предусмотрены в соответствии с Паспортом Программы, по 4 муниципальным программам проекты о внесении изменений в программу значительно отличаются от показателей Проекта бюджета на 2024 - 2026 годы, недостающие объемы финансирования программ составляют на 2024 год 296 688,6 тыс. рублей, на 2025 год 277 718,9 тыс. рублей, на 2026 год 261 744,0 тыс. рублей. Ассигнования на реализацию ведомственных муниципальных программ в Проекте бюджета предусмотрены в районе 85% паспортной потребности.

Вместе с тем следует отметить, что по программе «Сохранение и развитие культуры в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края» на 2024 год в Проекте бюджета предусмотрено ассигнований на 11 209,4 тыс. рублей больше или на 16,9%, чем потребность в Паспорте Программы.

Контрольно-счетная палата считает, что планирование расходов на реализацию муниципальных программ в объемах ниже паспортной потребности Программы создает риски невыполнения показателей муниципальных программ и, как следствие, недостижение их целей.

Анализ общих подходов по формированию расходной части бюджета муниципального района, объема и структуры доходов и расходов Проекта бюджета позволяет сделать вывод о необеспеченности выполнения расходных обязательств муниципального района в рамках непрограммных расходов и недостатке средств местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в частности по оплате труда, оплате коммунальных услуг, другие первоочередные расходы.

Проведенным анализом основных показателей Проекта бюджета на 2024 - 2026 годы установлено, что, как и прежде, основные задачи бюджетной политики муниципального района будут реализоваться в условиях значительного объема финансовой помощи из краевого бюджета.

Сложившаяся практика исполнения бюджета муниципального района свидетельствует о корректировке параметров бюджета в сторону увеличения в ходе его исполнения и об уточнении объёма межбюджетных трансфертов.

Ежегодные результаты исполнения бюджета муниципального района за предыдущие периоды значительно отличаются (выше) прогнозных (плановых) показателей, принимаемых при утверждении бюджета муниципального района на начало очередного финансового года. Параметры бюджета муниципального района на очередной 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, предлагаемые в Проекте решения, в ходе его исполнения будут корректироваться. Наибольшее влияние на изменение первоначально запланированных параметров бюджета муниципального района, а также структуры доходов бюджета, в процессе его исполнения оказывает изменение (увеличение) объема межбюджетных трансфертов.                                                        

4. Проект решения «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рекомендован к рассмотрению Советом муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».

 

Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

 

1. В своих Заключениях на проекты решения о бюджете муниципального района Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала недостаточную информативность пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития.

Как и прежде нет сценариев развития секторов экономики и социальной сферы, обоснования наиболее вероятных тенденций динамики показателей в прогнозном периоде с описанием комплекса необходимых мер для обеспечения позитивного развития и достижения прогнозируемых значений показателей; отсутствуют сопоставления уточнённых параметров прогноза с ранее утверждёнными с указанием причин их изменений. Кроме этого, в пояснительной записке не указано за счет чего в прогнозируемом периоде планируется стабилизация и развитие строительной отрасли в муниципальном районе, не отражены причины сокращения среднесписочной численности и в каких отраслях экономики.

Также, в среднесрочном прогнозе отсутствует структура распределения инвестиций по видам экономической деятельности, что не позволяет проанализировать наиболее значимые отрасли в развитии инвестиционной деятельности муниципального района в прогнозируемом периоде. Таким образом, прогнозная динамика инвестиций в основной капитал нуждается в дополнительном обосновании и конкретизации объемов инвестирования по основным направлениям вложения средств.

2. В представленных вместе с Проектом бюджета материалах (в Пояснительной записке к проекту решения о бюджете), разработчиком Проекта (комитет по финансам) прогнозные показатели поступления доходов оцениваются только к первоначально утвержденным решением о бюджете муниципального района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов показателям.

Кроме этого, пояснительная записка к проекту решения о бюджете, в части доходов бюджета не содержит обоснований прогнозируемых поступлений, факторов, повлиявших на их объем и динамику, ограничивается перечислением сумм прогнозируемых поступлений с указанием нормативов зачисления, установленных на региональном и федеральном уровнях, перечня правовых актов.

3. Согласно требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 13.2 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе, решением о бюджете муниципального района должен быть установлен общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение). Вместе с тем, Проектом бюджета муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, как и в прошлые периоды, указанные расходы не предусмотрены.

4. Верхний предел муниципального внутреннего долга, установленный в пункте 22 текстовой части Проекта бюджета, не соответствует требованиям пункта 5 статьи 107 БК РФ.

5. Вместе с проектом решения о бюджете муниципального района в Контрольно-счетную палату представлены проекты Постановлений администрации муниципального района о внесении изменений в муниципальные программы. Проведенный анализ соответствия показателей муниципальных программ показателям Проекта бюджета показал, что ведомственным муниципальным программам муниципального района проекты о внесении изменений в программу значительно отличаются от показателей Проекта бюджета муниципального района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

6. В проекте программы программе «Сохранение и развитие культуры в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края» паспортные значения в части финансирования программы на 2024 – 2026 годы не соответствуют показателям Приложения 2 «Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы», общие итоговые значения этого Приложения не соответствуют суммарной потребности финансирования мероприятий, показатели программы не взаимоувязаны.

7. В проекте программы «Управление муниципальной собственностью муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края» потребность финансирования программы в Паспорте программы не соответствует суммарному значению потребности финансирования подпрограмм.

 

В своем Заключении на Проект бюджета муниципального района на 2024 – 2026 годы Контрольно-счетная палата внесла ряд предложений администрации муниципального района и ее отраслевым (функциональным) органам по устранению выявленных нарушений при составлении проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также по формированию бюджета муниципального района на последующие периоды.

Следует отметить что замечания и предложения, непосредственно касающиеся представленного проекта решения о бюджете, комитетом по финансам учтены – перед рассмотрением проекта решения о бюджете в первом чтении на заседании Совета муниципального района внесены корректировки в проект решения о бюджете.

 

Председатель КСП

Краснокаменского района

Тютрина М.В.