В рамках исполнения своих полномочий, Контрольно-счетной палатой муниципального района проведена экспертиза проекта решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – Проект решения о бюджете, Проект бюджета), Заключение по результатам проведенной экспертизы было направлено в Совет и главе муниципального района.

 

Проект решения о бюджете внесен администрацией муниципального района на рассмотрение в Совет муниципального района 14 ноября 2022 года с соблюдением срока, установленного Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе. Проект бюджета размещен на официальном сайте администрации муниципального района края 24 ноября 2022 года, тем самым исполнены требования статьи 36 Бюджетного кодекса РФ «Принцип прозрачности (открытости)», публичные слушания по Проекту бюджета проведены 13 декабря 2022 года, с соблюдением срока, установленного пунктом 17.1 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

В целом, внесенный проект решения «О бюджете муниципального района на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Документы и материалы, представленные одновременно с проектом решения, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ. Так, в Проекте бюджета:

- основные параметры Проекта бюджета на 2023 - 2025 годы сформированы с соблюдением принципа сбалансированности, определенного статьей 33 Бюджетного кодекса РФ;

- в соответствии с требованиями статьи 184.1 БК РФ в Проекте бюджета выделены все публичные нормативные обязательства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Забайкальского края и Краснокаменского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;

- в предстоящем трехлетнем периоде объем дефицита бюджета муниципального района составит в среднем 0,4% от общего объёма собственных доходов местного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений соответственно, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 92.1 БК РФ;

- источники финансирования дефицита бюджета соответствуют требованиям статьи 96 БК РФ и предусмотрены в необходимом объеме, в виде бюджетного кредита в сумме 1 311,1 тыс. рублей и остатка на едином казначейском счете учета бюджетных средств на начало 2023, 2024, 2025 годов в сумме 3 000,0 тыс. рублей ежегодно;

- верхний предел внутреннего муниципального долга установлен с соблюдением требований пункта 5 статьи 107 БК РФ: на 01.01.2024 года - 251 491,2 тыс. рублей, на 01.01.2025 – 261 928,7 тыс. рублей, на 01.01.2026 – 274 763,2 тыс. рублей;

- долговая политика Краснокаменского района в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годах предусматривает обеспечение сбалансированности бюджета муниципального района, поддержание параметров муниципального долга на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных пункту 3 статьи 107 БК РФ;

- запланированные расходы на обслуживание муниципального долга в 2023 – 2025 годах не превышают установленное статьей 111 БК РФ предельное значение и составили на 2023 год – 4,0 тыс. рублей, на 2024 год – 2,6 тыс. рублей, на 2025 год – 1,2 тыс. рублей;

- резервный фонд администрации муниципального района предусмотрен в размере 50,0 тыс. рублей ежегодно, что не превышает установленное статьей 81 БК РФ предельное значение;

- объем бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального района сформирован в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 179.4 БК РФ, с нормативными актами муниципального района, и определен исходя из прогнозного объема доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации: на 2023 год – 6 028,2 тыс. рублей, на 2024 год – 6 250,6 тыс. рублей и на 2025 год – 6 791,0 тыс. рублей;

- в целях реализации пункта 2 статьи 136 БК РФ в части соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в Проекте бюджета установлены ограничения на принятие решений, приводящих к увеличению численности работников органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и расходов на их содержание.

Доходы и расходы бюджета муниципального района сформированы в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, установленными Приказом Министерства финансов России от 29.07.2021 № 85н.

Проект бюджета на 2023 - 2025 годы составлен в порядке, установленном Постановлением Администрации муниципального района от 29 апреля 2016 года № 71, на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в муниципальном районе, разработанной в рамках составления Проекта бюджета комитетом по финансам.

Прогнозные показатели социально-экономического развития муниципального района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов согласованы с Министерством экономического развития и промышленной политики Забайкальского края и согласуются с долгосрочными стратегиями развития территории и края.

Среднегодовые темпы роста промышленности в период 2023 – 2025 годов прогнозируются на уровне 103,6%, работ по виду деятельности «Строительство» - на уровне 104,5%, объема инвестиций – на уровне 105,6%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2022 году оценивается в сумме 53 478,70 рублей, в 2023 году ожидаемая заработная плата составит 58 210,10 рублей, рост к уровню 2022 года в 2025 году (67 581,10 рублей) составит 127%. Также, в плановом периоде прогнозируется увеличение среднесписочной численности работников организаций: в 2025 году по отношению к 2022 году на 335 человек.

Основные задачи бюджетной политики муниципального района будут, как и раньше, реализоваться в условиях значительного объема финансовой помощи из краевого бюджета. Бюджет муниципального района и ранее характеризовался низкой степенью финансовой независимости. Так, в 2020 году доля межбюджетных трансфертов в бюджете муниципального района составляла 76,8%, в 2021 году – 79,5%, в 2022 году (по оценке) – 77,1%. Доля межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в общем объеме доходов местного бюджета прогнозируется в 2023 году 67,6%, в 2024 году – 60,4%, в 2025 году – 63,4%.

Общий объем доходов в 2023 году прогнозируется ниже уровня ожидаемого поступления доходов за 2022 год на 28,8%, в плановом периоде 2024 и 2025 годов, планируется снижение объема доходов на 38,0% и на 30,9% соответственно от оценки поступлений 2022 года.

Расходы бюджета на 2023 год планируются также со снижением - на 29,3% от ожидаемого исполнения 2022 года, с последующим уменьшением в 2024 году на 38,4%, в 2024 году - на 31,3% от показателя 2022 года.

Ожидаемое исполнение бюджета за 2022 год предполагает наличие дефицита в объёме 13 160,7 тыс. рублей. Проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы также является дефицитным, дефицит спрогнозирован в сумме 1 688,9 тыс. рублей ежегодно.

Контрольно-счетная палата отмечает, что ежегодные результаты исполнения бюджета муниципального района за предыдущие периоды значительно отличаются (выше) прогнозных (плановых) показателей, принимаемых при утверждении бюджета муниципального района на начало очередного финансового года. Параметры бюджета муниципального района на очередной 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, предлагаемые в Проекте решения, в ходе его исполнения будут корректироваться. Наибольшее влияние на изменение первоначально запланированных параметров бюджета муниципального района, а также структуры доходов бюджета, в процессе его исполнения оказывает изменение (увеличение) объема межбюджетных трансфертов.                                                        

 

Общий объем плановых назначений доходной части бюджета муниципального района на 2023 год предусмотрен в размере 1 242 757,1 тыс. рублей, из них доходы, собираемые на территории муниципального района, прогнозируются в сумме 402 342,2 тыс. рублей или 32,4% от общей суммы доходной базы, объем межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней составляет 840 414,9 тыс. рублей. В сравнении с ожидаемой оценкой 2022 года прогнозируется снижение объема поступлений на 503 283,2 тыс. рублей. Снижение доходности бюджета муниципального района прогнозируется как за счет безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы - на 505 504,2 тыс. рублей или на 37,6%, так и за счет поступлений неналоговых доходов – на 39 788,9 тыс. рублей или на 50,5%. Вместе с тем, налоговые доходы прогнозируются с ростом на 13,1% или на 42 009,9 тыс. рублей.

На плановый период прогнозируемый общий объем доходов бюджета муниципального района:

- на 2024 года составляет 1 082 486,6 тыс. рублей, из них 39,6% налоговые и неналоговые доходы в сумме 428 171,7 тыс. рублей, с ростом к 2023 году на 6,4% и 60,4% - безвозмездные поступления (654 315,1 тыс. рублей),

- на 2025 год – 1 206 611,2 тыс. рублей, из них 36,6% налоговые и неналоговые доходы в сумме 441 507,2 тыс. рублей, с ростом к 2024 году на 3,1% и 63,4% - безвозмездные поступления (765 104,0 тыс. рублей).

Объем налоговых доходов прогнозируется на 2023 год – 263 414,3 тыс. рублей, на 2024 год – 389 243,8 тыс. рублей, на 2025 год – 402 579,3 тыс. рублей.

В представленном Проекте бюджета прослеживается тенденция к наращиванию налогового потенциала муниципального района. По отношению к оценке 2022 года в 2023 году налоговые доходы прогнозируются с увеличением на 13,1% или плюс 42 009,9 тыс. рублей, в 2024 году по отношению к 2023 году – на 7,1% или плюс 25 829,5 тыс. рублей, в 2025 году по отношению к 2024 году – на 3,4% или плюс 13 335,5 тыс. рублей. Таким образом по отношению к оценке 2022 года к 2025 году прогнозируется увеличение налоговых доходов на 25,3% или на 81 174,9 тыс. рублей.

Увеличение поступлений налоговых доходов отмечено в основном по налогу на доходы физических лиц, так в 2023 году по отношению к 2022 году поступления НДФЛ спрогнозированы с ростом на 24,3%, что в денежном выражении составит 43 852,0 тыс. рублей, в 2024 году по отношению к 2023 году – с ростом на 9,4% или на 21 118,0 тыс. рублей, в 2025 году по отношению к 2024 году – с ростом на 2,7% или на 6 673,0 тыс. рублей.

Это обусловлено увеличение дополнительного норматива от налога на доходы физических лиц, заменяющего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности (в 2022 году он составлял 9,7%, в 2023 году предусмотрен в размере 10,8%, в 2024 году – 11,0%, в 2025 году – 10,2%), а также увеличением налогооблагаемой базы, за счет периодического повышения МРОТ и увеличения оплаты труда.

Объем неналоговых доходов на 2023 – 2025 годы прогнозируется в сумме 38 927,9 тыс. рублей ежегодно.

По результатам проведенного анализа отмечена тенденция к снижению поступлений неналоговых доходов, по отношению к предыдущим периодам 2018 - 2022 годов в прогнозном периоде 2023 – 2025 годов неналоговые доходы сократятся более чем в 2 раза – в основном из-за снижения поступлений доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом - относительно 2019 года, в 2023 году данные доходы снизятся на 45 560,1 тыс. рублей или на 59,7%.

Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает, что при прогнозировании доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом администратором данных доходов муниципального района (КУМИ) не учтены сумма просроченной дебиторской задолженности за аренду муниципального имущества и земельных участков (по состоянию на 01.11.2022 она составляет 8 127,5 тыс. рублей), а также доходы от приватизации имущества в 2023 – 2025 годах.

Основную долю в структуре налоговых и неналоговых доходов, как и прежде, составляют налог на доходы физических лиц – в среднем 56,7%, налог на добычу полезных ископаемых – 21,6%, налоги на совокупный доход – 8,9%, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности – 7,3%.

В целом прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений за ряд лет. Доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом, не учтенные при прогнозировании, могут быть рассмотрены в качестве резервов пополнения доходной части местного бюджета.

Межбюджетные трансферты, в проекте бюджета муниципального района, спрогнозированы на основании проекта закона Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», а также заключенных соглашений с сельскими поселениями, входящими в состав муниципального района, на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.

 

Общий объём расходов бюджета муниципального района определен исходя из прогноза поступления доходов в бюджет муниципального района и составляет на 2023 год – 1 244 446,0 тыс. рублей, на 2024 год – 1 084 175,7 тыс. рублей, на 2025 год – 1 208 300,1 тыс. рублей.

На решение вопросов местного значения без учета долговых обязательств на 2023 год предусмотрено 551 655,1 тыс. рублей, в том числе дотация из краевого бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального района – 147 624,0 тыс. рублей, по сравнению с 2022 годом объем нецелевой дотации увеличился на 26 740,0 тыс. рублей или на 11,9%. Наряду с этим, на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в отличие от проекта бюджета на 2022 год, бюджету муниципального района не предусмотрены субсидии из бюджета Забайкальского края в целях софинансирования расходных обязательств муниципального района по оплате труда работников бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района (в 2022 году данная субсидия составляла 102 601,9 тыс. рублей).

Обоснованная расчетная потребность финансирования расходов, связанных с решением вопросов местного значения составляет 761 883,5 тыс. рублей. Таким образом, ассигнования предусмотрены на 72,4%, недостающий объем финансирования составляет 210 228,4 тыс. рублей.

В Проекте бюджета значительную долю расходов за счет собственных средств бюджета муниципального района составляют расходы на оплату труда с начислениями (319 763,9 тыс. рублей) – 58,0%, на оплату коммунальных услуг (101 742,2 тыс. рублей) – 18,5%, на финансовую поддержку поселений, в том числе дотации, иные межбюджетные трансферты (61 143,9 тыс. рублей) – 11,1%, питание детей из малообеспеченных семей (9 598,2 тыс. рублей) – 1,7%. На остальные расходы приходится 1% и менее.

Вместе с тем, средства на выплату заработной платы и уплату страховых взносов предусмотрены в Проекте бюджета из расчета на 8,5 месяцев, на оплату коммунальных услуг - на 8,5 месяцев; на питание детей из молообеспеченных семей – на 9 месяцев, на доплату к пенсиям муниципальным служащим – на 8 месяцев, на исполнение публичных нормативных обязательств и уплату налогов средства предусмотрены в полном объеме. Текущее содержание учреждений – исходя из ожидаемого исполнения в 2022 году (без учета расходов на проведение ремонтов учреждений, на приобретение основных средств) в размере 51% от потребности.

В целом, в Проекте бюджета на 2023 год основную долю расходов составляют субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (902 726,2 тыс. рублей) - 72,5% всех расходов бюджета.

Расходы на выплаты работникам органов местного самоуправления, казенных учреждений (146 414,8 тыс. рублей) составляют 10,9% общих расходов; ассигнования по безвозмездным перечислениям бюджетам поселений (72 554,3 тыс. рублей) - 5,8%; на закупку товаров, работ, услуг (41 004,6 тыс. рублей) – 3,3%; на социальное обеспечение и иные выплаты населению (62 072,8 тыс. рублей) – 5,0%; иные бюджетные ассигнования (налоги, резервные средства, проведение выборов, льготный проезд) предусмотрены в сумме 19 669,3 тыс. рублей, что составляет 1,6% общих расходов 2023 года.

Кроме этого, в расходах бюджета зарезервированы средства для ГОиЧС – по 1 000,0 тыс. рублей и на проведение социально-значимых мероприятий – по 200,0 тыс. рублей ежегодно.

Иные нераспределенные межбюджетные трансферты на обеспечение мер поддержки поселений предусмотрены в бюджете в сумме 500,0 тыс. рублей ежегодно, которые будут распределяться по решению главы муниципального района, в соответствии с целями и условиями, определенными в приложении 2 к Положению о межбюджетных отношениях в муниципальном районе.

Как и прежде, в связи с недостаточностью средств в бюджете муниципального района для закрытия первоочередных расходов в полном объеме, в проекте решения о бюджете муниципального района не предусмотрен объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов, как того требуют положения пункта 3 статьи 184 БК РФ, пункта 13.2 Положения о бюджетном процессе в Краснокаменском районе.

Структура расходов бюджета муниципального района на трехлетний период 2023 – 2025 годов остается практически неизменной.

Бюджетные ассигнования в представленном проекте решения о бюджете распределены по разделам, подразделам, целевым статьям, муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности, группам и подгруппам видов расходов, что соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На социально-культурную сферу в трехлетнем периоде приходится в 2023 году 88,9% (1 094 439,1 тыс. рублей), в 2024 году 86,5% (938 015,5 тыс. рублей), в 2025 году 87,7% (1 059 226,6 тыс. рублей) в общем объеме расходов бюджета муниципального района.

Преимущественный удельный вес в структуре расходов бюджета муниципального района остается за расходами по разделу «Образование» - в среднем 78,5%.

Расходы бюджета муниципального района в соответствии с ведомственной структурой бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, как и прежде, будут осуществлять 8 главных распорядителей бюджетных средств.

В проекте решения о бюджете на 2023 год предусмотрено финансовое обеспечение 4 ведомственных муниципальных программ и 1 муниципальной целевой программы, объем средств, на реализацию которых составляет 1 158 060,9 тыс. рублей или 93,1% всех расходов бюджета.

Непрограммные расходы в Проекте бюджета предусмотрены на 2023 год в сумме 86 385,1 тыс. рублей, на 2024 год – 79 590,3 тыс. рублей, на 2025 год – 85 419,6 тыс. рублей. В бюджете муниципального района расходы по непрограммную деятельность составляют в среднем 7,1%. К непрограммной деятельности относятся расходы на содержание администрации муниципального района, комитета экономического и территориального развития, Совета муниципального района, Контрольно-счетной палаты, направляемые на обеспечение их деятельности, резервные средства, дорожный фонд, социальное обеспечение граждан и другие.

Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств предусмотрен на 2023 год в сумме 56 2582,2 тыс. рублей, на 2024 год – 43 604,2 тыс. рублей, на 2025 год – 54 014,6 тыс. рублей. Из них расходы за счет средств бюджета Забайкальского края, в соответствии с нормативными правовыми актами Забайкальского края прогнозируются в сумме 54 838,5 тыс. рублей, 42 160,5 тыс. рублей и 52 570,9 тыс. рублей соответственно. За счет средств бюджета муниципального района, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района, ассигнования на 2023 – 2025 годы предусмотрены по 1 443,7 тыс. рублей ежегодно.

Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме планируемых расходов составляет в среднем 4,3%.

Межбюджетные отношения в муниципальном района регулируются законом Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» от 20.12.2011г № 608-ЗЗК и решением Совета муниципального района от 24.12.2014 № 119 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края».

Муниципальный долг муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 01 января 2023 года не изменился и составляет 3 933,2 тыс. рублей.

 

В своем заключении Контрольно-счетная палата отразила ряд замечаний и

предложений.

Замечания и предложения, непосредственно касающиеся представленного проекта решения о бюджете, комитетом по финансам учтены - внесены дополнения и корректировки в проект решения о бюджете.

Остальные замечания, изложенные в Заключении, относятся к разработке, составлению и утверждению документов и материалов, на основании которых разрабатывается проект бюджета, это касается пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития, основных направлений налоговой и бюджетной политики, разработке и утверждению муниципальных программ и др. документов.

Администрации муниципального района и ее комитетам внесены предложения принять к сведению и учесть замечания, изложенные в Заключении Контрольно-счетной палаты в дальнейшей работе.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                                               М.В.Тютрина