Результаты экспертизы проекта решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»

В рамках исполнения своих полномочий, Контрольно-счетной палатой муниципального района подготовлено Заключение на проект решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – проект решения о бюджете), которое было направлено в Совет и главе муниципального района.

 

В целом, внесенный проект решения о бюджете составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Документы и материалы, представленные одновременно с проектом решения, соответствует требованиям ст.184.2 Бюджетного кодекса РФ, п.14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

Проект бюджета на 2022 - 2024 годы составлен в порядке, установленном Постановлением Администрации муниципального района от 29 апреля 2016 года № 71, на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в муниципальном районе.

Прогнозные показатели муниципального района согласованы с Министерством экономического развития и промышленной политики Забайкальского края и согласуются с долгосрочными стратегиями развития территории и края.

Среднегодовые темпы роста промышленности в период 2022 – 2024 годов прогнозируются на уровне 102,7%, сельского хозяйства – 100,2%, работы по виду деятельности «Строительство» не планируются.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2021 году оценивается в сумме 45 628 рублей, в 2022 году ожидаемая заработная плата составит 50 250,0 рублей, рост к уровню 2020 года в 2024 году (56 146,0 рублей) составит 130%. Наряду с этим, в плановом периоде прогнозируется снижение среднесписочной численности работников организаций: в 2024 году по отношению к 2021 году численность работников сократится на 665 человек.

Общий объем плановых назначений доходной части бюджета муниципального района на 2022 год предусмотрен в размере 1 340 327,6 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов из других бюджетов составляет 990 138,8 тыс. рублей.

В сравнении с ожидаемой оценкой 2021 года прогнозируется снижение объема поступлений на 21,9% или на 375 609,7 тыс. рублей. Снижение доходности бюджета муниципального района отмечено как по налоговым и неналоговым доходам – на 13 063,0 тыс. рублей или на 3,6%, так и по безвозмездным поступлениям – на 362 546,7 тыс. рублей или на 26,8%.

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета муниципального района на 2023 год составляет 1 027 450,1 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты из других бюджетов – 679 980,9 тыс. рублей, 2024 год – 1 012 195,0 тыс. рублей и 667 492,9 тыс. рублей соответственно.

В общем объеме доходов бюджета муниципального района безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов по-прежнему составляют более значимую часть всех доходов бюджета – в 2022 – 73,9%, в плановом периоде – в среднем 66%.

Средства на исполнение переданных полномочий предусмотрены на 2022 год 627 141,0 тыс. рублей или 63,3% объема безвозмездных поступлений, на 2023 год 488 435,7 тыс. рублей (71,8%), на 2024 год 654 286,2 тыс. рублей (74,5%).

Объем межбюджетных трансфертов в бюджете муниципального района в бюджете муниципального района предусмотрен в соответствии с проектом Закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на 2022 - 2024 годы, а также с учетом заключенных соглашений с сельскими поселениями о передачи части полномочий на уровень муниципального района.

Объем налоговых и неналоговых доходов в проекте решения о бюджете планируется на 2022г – 350 188,8 тыс. рублей, 2023г – 347 469,2 тыс. рублей, 2024г – 344 702,1 тыс. рублей, что в общем объеме доходов бюджета муниципального района составляет 26,1%, 33,8% и 34,1% соответственно.

Объем налоговых и неналоговых доходов по отношению к ожидаемому поступлению 2021 года прогнозируется со снижением в 3,6% или (-)13 063,0 тыс. рублей, за счет уменьшения неналоговых доходов на 31,7% или (-)20 294,3 тыс. рублей. По налоговым доходам прогнозируется увеличение поступлений на 7 231,3 тыс. рублей или на 2,4%.

Основную долю в структуре налоговых и неналоговых доходов в прогнозном периоде, как и прежде, составляют налог на доходы физических лиц – 52,7%, налог на добычу полезных ископаемых – 22%, налоги на совокупный доход – 8,7%, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности – 9,7%.

Прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений за ряд лет.

Общий объём расходов бюджета муниципального района определен на основе прогноза поступления доходов в бюджет муниципального района и составляет на 2022 год 1 341 016,5 тыс. рублей, на 2023 год 1 028 139,0 тыс. рублей, на 2024 год 1 012 883,9 тыс. рублей.

Уменьшение общего объема расходов бюджета муниципального района в 2022 году в сравнении с ожидаемыми расходами 2021 года составит 22,8% или 396 412,4 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования в представленном проекте решения о бюджете распределены по разделам, подразделам, целевым статьям, муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности, группам и подгруппам видов расходов, что соответствует требованиям ст. 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Расходы бюджета муниципального района в соответствии с ведомственной структурой бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, как и прежде, будут осуществлять 8 главных распорядителей бюджетных средств.

В проекте бюджета на 2022 год на решение вопросов местного значения, без учета целевых межбюджетных трансфертов, предусмотрено 574 363,6 тыс. рублей, расчетная потребность, согласно информации комитета по финансам, составляет 725 326,0 тыс. рублей. Таким образом, ассигнования предусмотрены на 79,2%, недостающий объем финансирования составляет 150 962,4 тыс. рублей.

В связи с недостаточностью средств в бюджете муниципального района ассигнования на выплату заработной платы и уплату страховых взносов на 2022 год предусмотрены из расчета на 10 месяцев, на оплату коммунальных услуг - на 9 месяцев; на оплату услуг связи – на 12 месяцев; питание детей из малоимущих семей, пенсии муниципальным служащим, компенсация родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях – на 11 месяцев, на исполнение публичных нормативных обязательств и уплату налогов средства предусмотрены в полном объеме. Ассигнования на проведение ремонтов учреждений, на приобретение основных средств в проекте бюджета на 2022 - 2024 годы не предусмотрены. Остальные статьи расходов – исходя из ожидаемого исполнения в 2021 году в размере 49,6% от потребности.

Кроме этого, в связи с недостаточностью средств в бюджете муниципального района для закрытия первоочередных расходов в полном объеме, в проекте решения о бюджете муниципального района не предусмотрен объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов, как того требуют положения п.3 ст.184 БК РФ, п.13.2 Положения о бюджетном процессе в Краснокаменском районе.

На социально-культурную сферу в трехлетнем периоде приходится: в 2022 году 88,7% (1 189 802,3 тыс. рублей), в 2023 году 88,0% (905 234,2 тыс. рублей), в 2024 году 88,1% (892 577,2 тыс. рублей) расходов в общем объеме расходов.

Преимущественный удельный вес в структуре расходов бюджета муниципального района на 2022 - 2024 годы, как и прежде, составляют расходы на «Образование» в среднем 79,5%.

В проекте решения о бюджете на 2022 год предусмотрено финансовое обеспечение 4 ведомственных муниципальных программ и 1 муниципальной целевой программы, объем средств, на реализацию которых составляет 1 257 443,6 тыс. рублей или 93,8% всех расходов бюджета.

Общий объем бюджетных ассигнований, определенных паспортными значениями на 2022 год, составляет 1 766 476,0 тыс. рублей. Недостающий объем ассигнований, для реализации мероприятий, предусмотренных программами, составляет 509 032,4 тыс. рублей или 28,8%.

На плановый период 2023 и 2024 годов в программном формате в проекте решения о бюджете предусмотрено 961 775,3 тыс. рублей и 948 094,5 тыс. рублей соответственно.

Доля расходов бюджета в программном формате, в проекте бюджета муниципального района на 2021-2023 годы составляет в среднем 93,6%.

Непрограммные расходы предусмотрены в объеме на 2021 год 85 356,6 тыс. рублей, на 2022 год 75 444,6 тыс. рублей, на 2023 год 76 186,0 тыс. рублей. В бюджете муниципального района расходы по непрограммную деятельность составляют в среднем 5,9%.

К непрограммной деятельности относятся расходы на содержание администрации муниципального района, комитета экономического и территориального развития, Совета муниципального района, Контрольно-счетной палаты, направляемые на обеспечение их деятельности, резервные средства, дорожный фонд, социальное обеспечение граждан.

В соответствии с требованиями ст. 81 БК РФ в расходах бюджета установлен размер резервного фонда администрации муниципального района в объеме 50 тыс. рублей ежегодно, или не более 3% утвержденных расходов бюджета муниципального района.

Согласно статье 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в проекте решения о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования дорожного фонда муниципального образования в размере плановых назначений по акцизам на 20212год в сумме 5 813,1 тыс. рублей, на плановый период 2023 и 2024 годов 5 899,0 тыс. рублей и 5 940,0 тыс. рублей соответственно.

Также, при подготовке проекта решения о бюджете выполнены требования статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Забайкальского края и муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район». Соответствующие денежные выплаты планируется предоставить из бюджета муниципального района в 2022 году 53 633,8 тыс. рублей, в плановом периоде 2023 и 2024 годов 40 782,3 тыс. рублей и 41 395,7 тыс. рублей соответственно, из них за счет средств бюджета муниципального района, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района по 1 631,7 тыс. рублей ежегодно.

Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме планируемых расходов составляет в среднем 4,0%.

Кроме этого, в расходах бюджета зарезервированы средства для ГОиЧС – по 1 000,0 тыс. рублей и на проведение социально-значимых мероприятий – по 200,0 тыс. рублей ежегодно.

Иные нераспределенные межбюджетные трансферты на обеспечение мер поддержки поселений предусмотрены в бюджете в сумме 1 000,0 тыс. рублей ежегодно, которые будут распределяться по решению главы муниципального района, в соответствии с целями и условиями, определенными в приложении 2 к Положению о межбюджетных отношениях в муниципальном районе.

 

Межбюджетные отношения в муниципальном района регулируются законом Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» от 20.12.2011г № 608-ЗЗК и решением Совета муниципального района от 24.12.2014 №119 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края».

Дефицит бюджета муниципального района на 2022 - 2024 годы спрогнозирован в объеме 688,9 тыс. рублей ежегодно и полностью обеспечен источниками финансирования дефицита бюджета муниципального района. Дефицит бюджета муниципального района составляет 0,2% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует требованиям п.3 статьи 92.1. Бюджетного кодекса РФ.

Муниципальный долг муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 01 января 2022 года составляет 3 933,2 тыс. рублей.

В проекте бюджета муниципального района предусмотрены средства:

- в источниках дефицита бюджета на гашение основного долга, согласно графику платежей по 1 311,1 тыс. рублей ежегодно;

- в расходах бюджета муниципального района на оплату процентов за пользование бюджетными кредитами на 2022 год – 3,9 тыс. рублей, на 2023 год – 2,6 тыс. рублей, на 2024 год – 1,2 тыс. рублей.

 

В своем заключении Контрольно-счетная палата отразила ряд замечаний и

предложений.

Замечания и предложения, непосредственно касающиеся представленного проекта решения о бюджете, комитетом по финансам учтены - внесены дополнения и корректировки в проект решения о бюджете.

Остальные замечания, изложенные нами в своем Заключении, относятся к разработке, составлению и утверждению документов и материалов, на основании которых разрабатывается проект бюджета, это касается пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития, основных направлений налоговой и бюджетной политики, разработке и утверждению муниципальных программ и др. документов.

Администрации муниципального района и ее комитетам внесены предложения принять к сведению и учесть замечания, изложенные в Заключении Контрольно-счетной палаты в дальнейшей работе.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                                              М.В.Тютрина