В рамках исполнения своих полномочий, Контрольно-счетной палатой муниципального района подготовлено Заключение на проект решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – проект решения о бюджете), которое было направлено в Совет и главе муниципального района.

 

В целом, внесенный проект решения «О бюджете муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Документы и материалы, представленные одновременно с проектом решения, соответствует требованиям ст.1842 Бюджетного кодекса РФ, п.14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

Проект бюджета на 2021-2023 годы составлен в порядке, установленном Постановлением Администрации муниципального района от 29 апреля 2016 года № 71, на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в муниципальном районе.

Прогнозные показатели муниципального района согласованы с Министерством экономического развития и промышленной политики Забайкальского края и согласуются с долгосрочными стратегиями развития территории и края.

Среднегодовые темпы роста промышленности в период 2021–2023 годов прогнозируются на уровне 102,7%, сельского хозяйства – 100,7%, по виду деятельности «Строительство» – 103,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2020 году составляет 43 364,0 рублей, за 2021–2023 годы рост к уровню 2020 года составит 112,2%

Общий объем плановых назначений доходной части бюджета муниципального района на 2021 год предусмотрен в размере 1 536 586,0 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов из краевого бюджета составляет 1 179 174,5 тыс. рублей.

В сравнении с ожидаемой оценкой 2020 года в целом на 2021 год прогнозируется увеличение объема поступлений на 1,4% или на 20 479,8 тыс. рублей.

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета муниципального района на плановый период 2022 года составляет 1 228 152,9 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов из краевого бюджета 867 440,1 тыс. рублей, 2023 года составляет 1 224 707,7 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов из краевого бюджета 846 250,3 тыс. рублей.

В общем объеме доходов бюджета муниципального района безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов по-прежнему составляют более значимую часть всех доходов бюджета – в 2021 – 76,7%, в плановом периоде – в среднем 70%.

В общем объеме доходов на 2021 год и плановый период, средства на исполнение переданных полномочий прогнозируются на 2021 год 741 618,4 тыс. рублей, на 2022 год 638 439,3 тыс. рублей, на 2023 год 654 286,2 тыс. рублей.

Объем межбюджетных трансфертов в бюджете муниципального района спрогнозирован в соответствии с показателями проекта Закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на 2021-2023 годы, а также с учетом заключенных соглашений с сельскими поселениями о передачи части полномочий на уровень муниципального района.

 

Объем налоговых и неналоговых доходов в проекте решения о бюджете планируется на 2021г – 357 411,5 тыс. рублей, 2022г – 360 712,8 тыс. рублей, 2023г – 378 457,4 тыс. рублей, что в общем объеме доходов бюджета муниципального района составляет 23,3%, 29,4% и 30,9% соответственно.

Объем налоговых и неналоговых доходов по отношению к ожидаемому поступлению 2020 года прогнозируется со снижением в 3,9% или (-)14 532,2 тыс. рублей, из них неналоговые доходы со снижением на 22,9% или (-)18 793,4 тыс. рублей. По налоговым доходам прогнозируется увеличение поступлений на 4 261,1 тыс. рублей или на 1,5%.

В общем объеме доходов бюджета налоговые и неналоговые доходы составляют в 2021 году - 23,3%, в плановом периоде в среднем 30%.

Прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, а также динамики фактических поступлений за ряд лет.

Основную долю в структуре налоговых и неналоговых доходов 2021г, как и прежде, составляют налог на доходы физических лиц – 51,0%, налог на добычу полезных ископаемых – 20,8%, налоги на совокупный доход – 6,8%, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности – 14,2%.

Прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений за ряд лет.

Общий объём расходов бюджета муниципального района определен на основе прогноза поступления доходов в бюджет муниципального района и составляет на 2021 год в сумме 1 540 274,9 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов 1 179 1745 тыс. рублей, на 2022 год в сумме 1 231 841,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов 867 440,1 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 1 228 396,6 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов 846 250,3 тыс. рублей.

Увеличение общего объема расходов бюджета муниципального района в 2021 году в сравнении с 2020 годом (ожидаемое) составит 0,6% или 8 809,8 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования в представленном проекте решения о бюджете распределены по разделам, подразделам, целевым статьям, муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности, группам и подгруппам видов расходов, что соответствует требованиям ст. 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В проекте бюджета на 2021 год на решение вопросов местного значения, без учета целевых межбюджетных трансфертов, предусмотрено 470 980,4 тыс. рублей, расчетная потребность, согласно информации комитета по финансам, составляет 627 317,7 тыс. рублей, т.е. ассигнования предусмотрены на 75,1%, недостающий объем финансирования составляет 156 337,3 тыс. рублей.

В связи с недостаточностью средств в бюджете муниципального района на выплату заработной платы и уплату страховых взносов, а также на оплату коммунальных услуг ассигнования предусмотрены из расчета на 9 месяцев; питание детей из малоимущих семей, пенсии муниципальным служащим – на 10 месяцев, на исполнение публичных нормативных обязательств, компенсация родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, уплату налогов средства предусмотрены в полном объеме; расходы на проведение капитальных ремонтов и расходы на приобретение основных средств в проекте бюджета средства не предусмотрены; остальные статьи расходов предусмотрены исходя из ожидаемого исполнения в 2020 году в размере 29,5% от потребности.

Кроме этого, в связи с недостаточностью средств в бюджете муниципального района для закрытия первоочередных расходов в полном объеме, в проекте решения о бюджете муниципального района не предусмотрен объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов, как того требуют положения п.3 ст.184 БК РФ, п.13.2 Положения о бюджетном процессе в Краснокаменском районе.

В соответствии с приоритетами, определенными бюджетной политикой муниципального образования, основная доля бюджетных расходов в 2021 году и плановом периоде, как и прежде, будут направляться на обеспечение повышения качества жизни населения муниципального района. На социально-культурную сферу в трехлетнем периоде приходится: в 2021 году 79,5% (1 225 201,0 тыс. рублей), в 2022 году 90,7% (1 117 729,2 тыс. рублей), в 2023 году 90,7% (1 114 368,6 тыс. рублей) расходов в общем объеме расходов.

Преимущественный удельный вес в структуре расходов бюджета муниципального района на 2021-2023 годы составляют расходы на «Образование» в среднем 77,3%.

В проекте решения о бюджете на 2021 год предусмотрено финансовое обеспечение 4 ведомственных муниципальных программ и 1 муниципальной целевой программы, объем средств, на реализацию которых составляет 1 454 918,1 тыс. рублей (94,1%).

Общий объем бюджетных ассигнований, определенных паспортными значениями на 2021 год составили 1 536 335,1 тыс. рублей. Недостающий объем ассигнований, для реализации мероприятий, предусмотренных программами, составляет 81 417,0 тыс. рублей или 5,3%.

На плановый период 2022 и 2023 годов в программном формате в проекте решения о бюджете предусмотрено 1 156 397,2 тыс. рублей и 1 152 210,6 тыс. рублей соответственно.

Доля расходов бюджета в программном формате, в проекте бюджета муниципального района на 2021-2023 годы составляет в среднем 94,1%.

Непрограммные расходы предусмотрены в объеме на 2021 год 85 356,6 тыс. рублей, на 2022 год 75 444,6 тыс. рублей, на 2023 год 76 186,0 тыс. рублей. В бюджете муниципального района расходы по непрограммную деятельность составляют в среднем 5,9%.

К непрограммной деятельности относятся расходы на содержание Администрации муниципального района, Комитета экономического и территориального развития, Совета муниципального района, Контрольно-счетной палаты, направляемые на обеспечение их деятельности, предоставление субсидий юридическим лицам, резервные фонды, дорожный фонд, социальное обеспечение граждан.

В соответствии с требованиями ст. 81 БК РФ в расходах бюджета установлен размер резервного фонда администрации муниципального района в объеме 50 тыс. рублей ежегодно, или не более 3% утвержденных расходов бюджета муниципального района.

Согласно статье 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в проекте решения о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования дорожного фонда муниципального образования в размере плановых назначений по акцизам на 2021 год в сумме 5 482,0 тыс. рублей, на плановый период 5 805,0 тыс. рублей и 5 982,0 тыс. рублей соответственно.

Также, при подготовке проекта решения о бюджете выполнены требования статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Забайкальского края и муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район». Соответствующие денежные выплаты планируется предоставить из бюджета муниципального района на 2021 год в сумме 52 830,4 тыс. рублей, на плановый период – 44 651,6 тыс. рублей и 45 725,1 тыс. рублей соответственно, из них за счет средств бюджета муниципального района, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района по 1 200,0 тыс. рублей ежегодно.

Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме планируемых расходов составляет в среднем 3,5%.

Кроме этого, в расходах бюджета зарезервированы средства для ГОиЧС – по 500,0 тыс. рублей и на проведение социально-значимых мероприятий – по 200,0 тыс. рублей ежегодно.

Иные нераспределенные межбюджетные трансферты на обеспечение мер поддержки поселений предусмотрены в бюджете в сумме 300,0 тыс. рублей ежегодно, которые будут распределяться по решению главы муниципального района, в соответствии с целями и условиями, определенными в приложении 2 к Положению о межбюджетных отношениях в муниципальном районе.

 

Межбюджетные отношения в муниципальном района регулируются законом Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» от 20.12.2011г № 608-ЗЗК и решением Совета муниципального района от 24.12.2014 №119 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края».

Дефицит бюджета муниципального района на 2021 -2023 годы спрогнозирован в объеме 3 688,9 тыс. рублей ежегодно и составляет 1,0% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует требованиям п.3 статьи 92.1. Бюджетного кодекса РФ.

Муниципальный долг муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 01 января 2021 года составляет 5 244,3 тыс. рублей.

В проекте бюджета муниципального района предусмотрены средства:

- в источниках дефицита бюджета на гашение основного долга, согласно графика платежей по 1 311,1 тыс. рублей ежегодно;

- в расходах бюджета муниципального района на оплату процентов за пользование бюджетными кредитами на 2021 год - 5,2 тыс. рублей, на 2022 год – 3,9 тыс. рублей, на 2023 год – 2,9 тыс. рублей.

 

В своем заключении Контрольно-счетная палата отразила ряд замечаний и Предложений.

Замечания и предложения, непосредственно касающиеся представленного проекта решения о бюджете, комитетом по финансам учтены - внесены дополнения и корректировки в проект решения о бюджете.

Остальные замечания, изложенные нами в своем Заключении, относятся к разработке, составлению и утверждению документов и материалов, на основании которых разрабатывается проект бюджета, это касается пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития, основных направлений налоговой и бюджетной политики, разработке и утверждению муниципальных программ и др. документов.

Администрации муниципального района и ее комитетам внесены предложения принять к сведению и учесть замечания, изложенные в Заключении Контрольно-счетной палаты в дальнейшей работе.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                           М.В.Тютрина