Аналитическая записка подготовлена в соответствии со ст. 42 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», утвержденного решением Совета муниципального района от 23.03.2016 года № 16, п.8.1 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, утвержденного решением Совета муниципального района от 15.02.2012г № 10.

 

Отчет об исполнении бюджета муниципального района за 9 месяцев 2019 года, вместе с документами установленными п.42.3. Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе, представлен в КСП 08.11.2019 года, с соблюдением срока, установленного п.42.2. Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

 

Фактически достигнутые по состоянию на 01 октября 2019 года показатели сравниваются с показателями, утвержденными на 2019 год решением о бюджете муниципального района с изменениями, актуальными по состоянию на 01 октября 2019 года (решение о бюджете муниципального района от 25.09.2019 №57), а также с уточненными бюджетными назначениями по доходам и уточненными бюджетными ассигнованиями по расходам, отраженными в Отчете об исполнении бюджета муниципального района на 01.10.2019, и с аналогичными показателями исполнения бюджета муниципального района за 9 месяцев 2018 года.       

Отчет об исполнении бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» за 9 месяцев 2019 года утвержден распоряжением Администрации муниципального района от 01.11.2019г. №790 (далее – распоряжение Администрации от 01.11.2019 №790) по следующим основным параметрам бюджета муниципального района:

по доходам в сумме 1 075 115,4 тыс. руб.

по расходам в сумме 1 079 890,9 тыс. руб.

с дефицитом в сумме 4 775,5 тыс. руб.

Утвержденные распоряжением Администрации от 01.11.2019 №790 показатели (основные параметры бюджета) соответствуют данным бюджетной отчетности.

 

Доходы бюджета муниципального района по состоянию на 01.10.2019 составили 1 075,1 млн. руб., или 71,2% к утвержденным сводной бюджетной росписью годовым бюджетным назначениям (1 509,3 млн. руб.).

По сравнению с фактическим поступлением доходов на 01.10.2018 (863,5 млн. руб.) отмечено увеличение поступлений на 211,6 млн. руб. или на 24,5%. Увеличение объемов поступлений наблюдается как по налоговым и неналоговым доходам, так и по безвозмездным поступлениям.

За отчетный период в бюджет муниципального района поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 278,0 млн. руб., или 74,4% к уточненным бюджетным назначениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение поступлений составило плюс 34,3 млн. руб., или 14,1%.

Основную долю в налоговых и неналоговых доходах бюджета (76,3%) занимают налоговые поступления, которые по состоянию на 01.10.2019 составили 212,1 млн. руб. или 69,2% утвержденных бюджетных назначений. Исполнение бюджета по налоговым доходам в отчетном периоде варьируется в диапазоне от 58,3% - по налогам на совокупный доход, до 82,9% - по акцизам.

По сравнению с аналогичными показателями 2018 года налоговые доходы в отчетном периоде увеличились на 18,5 млн. рублей, или на 9,5%.

Основное влияние на увеличение налоговых доходов к аналогичному периоду прошлого года оказало поступление налога на доходы физических лиц в сумме 106,7 млн. рублей (с ростом на 22,5% или плюс 19,6 млн. руб.).

Существенное снижение поступлений налоговых доходов, отмечается по следующим источникам:

- единый налог на вмененный доход - минус 1,0 млн. руб., со снижением на 2,9%;

- налог на добычу полезных ископаемых - минус 0,9 млн. руб. со снижением на 1,4%.

Основными источниками налоговых доходов остаются налог на доходы физических лиц – 50,3%, налог на добычу полезных ископаемых – 28,5%, единый налог на вмененный доход – 15,6%.

По состоянию на 01.10.2019 сумма неналоговых доходов бюджета муниципального района составила 65,9 млн. руб., или 98,2% к уточненным бюджетным назначениям.

Объем фактических поступлений неналоговых доходов в отчетном периоде, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 15,9 млн. руб., или на 31,7%.

Поступления по доходам, полученным от управления и распоряжения муниципальным имуществом, составили 57,4 млн. руб., что выше уровня аналогичного периода 2018 года на 55,6%, или на 20,5 млн. руб.

В структуре неналоговых доходов 87,1% составляют доходы от управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Существенное снижение поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2018 года сложилось по платежам за негативное воздействие на окружающую среду - минус 4,0 млн. руб. (со снижением на 53,2%).

Сумма безвозмездных поступлений за отчетный период в целом составила 797,3 млн. руб. (71,9% к утвержденным решением о бюджете муниципального района показателям и 70,2% к уточненным годовым бюджетным назначениям). Доля дотаций в общем объёме безвозмездных поступлений составляет 16,2%, субсидий от других бюджетов бюджетной системы РФ – 11,6%, субвенций от других бюджетов бюджетной системы РФ – 69,8%, иных межбюджетных трансфертов – 2,4%.

По итогам исполнения бюджета муниципального района в отчетном периоде наблюдается увеличение безвозмездных поступлений к аналогичному периоду 2018 года на общую сумму 176,2 млн. руб., или на 28,4%.

 

Анализ исполнения бюджета муниципального района показал, что за 9 месяцев 2019 года в основные характеристики бюджета муниципального района, в отчетном периоде, в доходную часть бюджета изменения вносились 6 раз, в результате чего, доходы бюджета были увеличены по сравнению с первоначально утвержденными показателями на 408,5 млн. руб., или на 37,9%.

На 01.10.2019 неисполненные бюджетные назначения по доходам составляют 434,1 млн. руб. или 28,8% от уточненных назначений, что значительно превышает данные за 9 месяцев 2018 года (по состоянию на 01.10.2018 – 315,1 млн. руб., или 26,7%). В том числе по налоговым и неналоговым поступлениям неисполненные бюджетные назначения составляют 95,6 млн. руб. или 25,6%.

 

Расходы бюджета муниципального района по состоянию на 01.10.2019 составили 1 079,9 млн. руб., или 70,7% к уточненным годовым бюджетным ассигнованиям. По сравнению с расходами за аналогичный период 2018 года, в отчетном периоде расходы увеличились на 210,4 млн. руб. или на 24,2%.

Анализ исполнения расходной части бюджета муниципального района по отраслевой структуре за отчетный период показал, что выше среднего процента (56,6%) исполнены расходы к уточненным бюджетным ассигнованиям по семи разделам бюджетной классификации:

- «Общегосударственные вопросы» (44,3 млн. тыс. руб.) – 71,1%;

- «Национальная оборона» (0,8 млн. руб.) – 75,0%;

- «Образование» (875,1 млн. руб.) – 73,7%;

- «Культура, кинематография» (38,3 млн. руб.) – 71,4%;

- «Социальная политика» (44,5 млн. руб.) – 68,2%;

- «Обслуживание государственного и муниципального долга» (6,2 тыс. руб.) – 100%;

- «Межбюджетные трансферты» (41,9 млн. руб.) – 74,8%.

Низкий процент исполнения к уточненным бюджетным ассигнованиям сложился по 4 разделам бюджетной классификации:

- «Национальная безопасность» (2,3 млн. руб.) – 53,9%;

- «Национальная экономика» (14,2 млн. руб.) – 28,2%;

- «Жилищно-коммунальное хозяйство» (17,9 млн. руб.) – 50,0%;

- «Физическая культура и спорт» (0,5 млн. руб.) – 13,9%.

По одному разделу бюджетной классификации «Охрана окружающей среды» расходов в отчетном периоде не производилось.

Проведенный анализ показал, что бюджет муниципального района остается социально направленным. Доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг (т.е. социальную политику, образование, культуру, физическую культуру и спорт) составляет 88,1%, что в денежном выражении составило 951,5 млн. руб.

Наибольший объем расходов бюджета муниципального района в социальной сфере, как и в бюджете в целом составили расходы на образование 91,4% и 80,5% соответственно.

Расходы на содержание органов местного самоуправления в отчетном периоде составили 30,2 млн. руб. или 2,8% всех расходов за 9 месяцев 2019 года. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года данные расходы увеличились на 1,1 млн. руб. или на 3,9%.

По резервному фонду Администрации муниципального района кассовый расход составил 24,8 тыс. руб.

В разрезе главных распорядителей средств бюджета муниципального района средний процент фактического исполнения расходов в целом составил 66,8% к уточненным назначениям. Обращает внимание существенное отклонение от среднего (ниже среднего) исполнение расходов по 2 ГРБС:

- Комитет по финансам – 60,4% (за счет неиспользованных ассигнований безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ);

- Комитет экономического и территориального развития – 27% (за счет неиспользованных ассигнований дорожного фонда).

Бюджет муниципального района за 9 месяцев 2019 года исполнен на 38,3% - за счет средств местного бюджета (413,9 млн. руб.) и на 61,7% - за счет средств других бюджетов (666,0 млн. руб.).

Согласно пояснительной записке к представленному отчету, основными направлениями расходов за счет собственных средств местного бюджета стали расходы на выплату заработной платы, на оплату услуг, перечисление межбюджетных трансфертов.

Просроченной кредиторской задолженности на конец отчетного периода нет.

Для справки: просроченная кредиторская задолженность по муниципальному району в целом составляла на 01.01.2019г – 14,4 млн. руб., на 01.10.2018г – 5,2 млн. руб.

По состоянию на 01.10.2019 объем неисполненных расходов составляет 448,6 млн. рублей. Для исключения риска неисполнения расходов и роста кредиторской задолженности необходимо обеспечить в полном объеме исполнение запланированных доходов и источников дефицита бюджета.

 

В целом, бюджет муниципального района за 9 месяцев 2019 года исполнен с дефицитом в объеме 4,8 млн. рублей. За аналогичный период 2018 года бюджет муниципального района дефицит бюджета составлял 5,9 млн. руб.

За отчетный период в бюджет муниципального района кредитные ресурсы не привлекались.

Муниципальный внутренний долг за отчетный период сократился на 0,3 млн. руб. и по состоянию на 01.10.2019 года составил 5,9 млн. руб.

По итогам анализа исполнения бюджета муниципального района за 9 месяцев 2019 года Контрольно-счетная палата предлагает Администрации муниципального района:

- продолжать осуществлять на постоянной основе (системный) мониторинг поступлений доходов в бюджет муниципального района в целях минимизации рисков неисполнения утвержденного объема доходов и при необходимости своевременно осуществлять корректировку утвержденных основных параметров бюджета муниципального района для обеспечения реалистичности и достижения исполнения всех принятых бюджетных обязательств в рамках, доведенных до ГРБС лимитов бюджетных обязательств;

- обеспечить эффективное исполнение полномочий в части контроля за поступлением доходов в запланированных объемах, осуществлять своевременное уточнение администрируемых доходов в ходе исполнения бюджета;

- принять меры по недопущению просроченной кредиторской задолженности на конец финансового года;

- продолжить ведомственный контроль за движением бюджетных средств в процессе исполнения бюджета муниципального района, повысить требования к эффективному использованию бюджетных средств и достижению результативности (установленных целей) ответственными исполнителями муниципальных программ муниципального района, а также главными распорядителями бюджетных средств; обеспечить выполнение требований бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле.

          Председателю Комитета по финансам Администрации муниципального района (О.В.Калининой) подготовить и внести изменения в доходную часть бюджета муниципального района, в целях приведения в соответствие с уточненным планом по межбюджетным трансфертам Министерства финансов Забайкальского края кода классификации доходов бюджета по субвенции на исполнение переданных полномочий Забайкальского края по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим 18 лет, но продолжающим обучение по очной форме обучения в общеобразовательном учреждении, а также на назначение и выплату вознаграждения опекунам (попечителям).

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты

муниципального района                                                                    М.В.Тютрина