В рамках исполнения своих полномочий, Контрольно-счетной палатой муниципального района подготовлено Заключение на проект решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», которое было направлено в Совет и Главе муниципального района.

 

В ходе проведения экспертизы проанализированы доходы проекта бюджета муниципального района, расходы проекта бюджета как в «программном» так и в «непрограммном» формате, межбюджетные отношения, публичные нормативные обязательства, дефицит бюджета муниципального района и муниципальный долг на очередной финансовый год и плановый период.

В результате проведенной экспертизы Контрольно-счетной палатой сделаны следующее выводы.

 

1. В целом, внесенный проект решения о бюджете муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Документы и материалы, представленные одновременно с проектом решения, соответствует требованиям ст.1842 Бюджетного кодекса РФ, п.14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

2. Прогнозные показатели муниципального района согласованы с Министерством экономического развития и промышленной политики Забайкальского края и согласуются с долгосрочными стратегиями развития территории и края.

Среднегодовые темпы роста промышленности в период 2020–2022 годов прогнозируются на уровне 94,3%, сельского хозяйства – 100,6%, объемов капитальных вложений – 95,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2019 году составит 41 605 рублей, за 2020–2022 годы рост к уровню 2019 года - 117,7%.

3. В рамках составления проекта бюджета на 2020 год и плановый период Комитетом по финансам Администрации муниципального района разработаны Основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального района. Следует отметить, что при разработке этого документа были учтены предложения Контрольно-счетной палаты муниципального района, изложенные в предыдущем Заключении на проект решения о бюджете муниципального района.

Так, отражена информация о результатах реализации бюджетной политики в отчетном и текущем годах, определен перечень приоритетных направлений, по которым будут складываться межбюджетные отношения на уровне «муниципальный район – муниципальные образования, входящие в состав муниципального района».

4. Проект бюджета на 2020-2022 годы составлен на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в муниципальном районе.

5. Характерными особенностями проекта решения о бюджете муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов являются:

- бюджет муниципального района сформирован с применением программно-целевого метода планирования на базе 4 муниципальных программ;

- наличие зарезервированных бюджетных ассигнований (за исключением резервного фонда Администрации муниципального района) в сумме 1 300,0 тыс. рублей ежегодно;

- плановый фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы рассчитан исходя из штатных расписаний, с учетом фактических расходов на оплату труда в текущем году;

- в разрезе каждого главного распорядителя плановые суммы определены в соответствии с расчетами по утвержденной методике исходя из объемов каждого вида получаемых услуг в натуральных показателях и действующих тарифах, проиндексированных на дефляторы, а также с учетом фактического исполнения по статьям расходов за 2018 год и оценке 2019 года;

- в 2020 году, в отличие от 2019 года, субсидии бюджетам муниципальных образований из бюджета Забайкальского края на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района, а также в связи с увеличением минимального размера оплаты труда с учетом районного регулирования не предусмотрены;

- в 2020 году расходы на содержание прочего персонала по дошкольным учреждениям и учреждениям общего образования переданы на уровень субъекта РФ и включены в субвенции на исполнение государственных полномочий.

6. Общий объем доходов на 2020 год прогнозируется в объеме 1 284 868,6 тыс. руб. В сравнении с ожидаемой оценкой 2019 года в целом на 2020 год прогнозируется снижение поступлений на 18,6% или на 293 330,2 тыс. рублей.

Прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений, и на 2020 год спрогнозированы в объеме 352 651,1 тыс. руб.

Это ниже ожидаемых поступлений 2019 года на 3,7% или 13 694,5 тыс. рублей, но выше фактического поступления 2018 года на 16 208,6 тыс. руб. на 4,8%.

Проведенный анализ показал, что прогнозные показатели на 2020 год по налоговым доходам ниже оценки 2019 года на 1 315,4 тыс. руб. или на 0,4%, по неналоговым доходам - на 12 379,1 тыс. руб. или на 17,1%.

Контрольно-счетная палата отмечает, что неналоговые доходы могут быть рассмотрены в качестве резервов пополнения доходной части местного бюджета, в связи с отсутствием предпосылок к снижению указанных доходов в прогнозируемом периоде.

Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2020 году прогнозируется в размере 932 217,2 тыс. рублей, в том числе:

- в соответствии с проектом Закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период, средства из бюджета края Забайкальского края – 920 384,4 тыс. руб.;

- средства, передаваемые из бюджетов сельских поселений бюджету муниципального района на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями - в сумме 11 832,8 тыс. руб.

В 2020 году плановые назначения по безвозмездным поступлениям на 279 635,7 тыс. рублей или на 23,1% меньше, ожидаемых поступлений текущего года, в том числе за счет снижения объемов дотаций - на 35,1% или на 60 927,3 тыс. руб.

7. Общий объем расходов в проекте бюджета муниципального района на 2020 год предусмотрен в сумме 1 289 213,0 тыс. руб., из них на решение вопросов местного значения – 522 500,4 тыс. руб. или 42,9%.

Расчетная потребность расходов на решение вопросов местного значения на 2020 год составляет 698 399,5 тыс. руб., недостающий объем финансирования составляет 175 899,1 тыс. руб.

Основная доля расходов в бюджете муниципального района, как и раньше, приходится на Комитет по управлению образованием 78,7%.

Вторым по значимости доли расходов является Комитет по финансам в – 10,1%.

В проекте бюджета муниципального района бюджетные ассигнования в программном формате на 2020 год составляют 1 218 477,4 тыс. руб. или 94,5%.

Результаты анализа планируемых ассигнований в проекте бюджета муниципального района показали, что при формировании проекта бюджета на 2020 год и плановый период не соблюдены положения ч.2 ст.179 БК РФ, в части утверждения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ, ассигнования предусмотрены исходя из возможностей бюджета (в среднем 78%), а не из потребностей финансирования программных мероприятий.

Кроме этого, проекты муниципальных программ по развитию образования муниципального района и по сохранению и развитию культуры в муниципальном районе разработаны на период до 2021 года и до 2020 года соответственно, в то время как проект бюджета муниципального района составлен до 2022 года.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о формальном отношении к составлению «программного» бюджета участников бюджетного процесса. Фактически формирование проекта местного бюджета продолжается исходя из традиционного подхода (на базе распределения бюджетных ассигнований по функциональной классификации расходов бюджета).

Вместе с тем, следует отметить.

Формат бюджета в рамках муниципальных программ позволяет муниципальному району участвовать в государственных программах РФ и государственных программах субъекта на условиях софинансирования, что позволяет привлекать в бюджет муниципального района дополнительные средства из других бюджетов. Так, в 2018 году было привлечено дополнительно 5 072,0 тыс. руб., за истекший период 2019 года - 2 313,8 тыс. руб. Объемы софинансирования из средств местного бюджета составили в 18,8 тыс. руб. и 44,4 тыс. руб. соответственно.

Расходы по непрограммным направлениям деятельности в проекте бюджета на 2020 год предусмотрены в сумме 70 735,6 тыс. рублей и составляют 68,0% ожидаемых расходов 2019 года.

К непрограммной деятельности относятся расходы на содержание Администрации муниципального района, Комитета экономического и территориального развития, Совета муниципального района, Контрольно-счетной палаты, направляемые на обеспечение их деятельности, предоставление субсидий юридическим лицам, резервные фонды, дорожный фонд, социальное обеспечение граждан и другие.

Согласно пояснительной записке, снижение средств на финансовое обеспечение непрограммной деятельности обусловлено в основном следующими факторами:

- общими подходами к формированию бюджета муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов;

- средства дорожного фонда муниципального района в бюджете учтены в соответствии с расчетами Министерства финансов Забайкальского края, без учета остатков средств на счете по состоянию на начало финансового года;

- на организацию межпоселенческих перевозок ассигнования предусмотрены в соответствии с представленными расчетами;

- отсутствием субсидии в целях софинансирования расходных обязательств бюджета муниципального района по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджета муниципального района.

8. Размер резервного фонда Администрации муниципального района на 2020-2022 годы установлен в объеме 50 тыс. руб., или не более 3% утвержденных расходов бюджета муниципального района, что соответствует ст.81 БК РФ.

9. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2020 год установлен в сумме 50 841,0 тыс. руб., в том числе:

- за счет средств бюджета Забайкальского края, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края в сумме 48 392,2 тыс. руб.;

- за счет средств бюджета муниципального района, в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района, в сумме 2 448,8 тыс. руб.

9. В рамках межбюджетных отношений, в расходах проекта бюджета муниципального района на 2020 год и плановый период на 2020 год ассигнования за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов предусмотрены в объеме прогнозируемых поступлений – 932 217,2 тыс. руб.

Также, в рамках межбюджетных отношений, предусмотрены межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета муниципального района бюджетам поселений, в том числе на 2020 год – 122 016,8 тыс. руб., из них:

- за счет средств бюджета муниципального района – 55 243,2 тыс. руб., - за счет средств других бюджетов – 66 773,6 тыс. руб.

10. Дефицит бюджета муниципального района на 2020 год спрогнозирован в объеме – 4 344,4 тыс. руб. и составляет 1,2% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует п.3 статьи 92.1. Бюджетного кодекса РФ.

11. Муниципальный долг муниципального района на 01 января 2020 года составляет 5 900,0 тыс. руб.

В проекте бюджета муниципального района на 2020 год:

- в источниках дефицита бюджета предусмотрены средства в сумме 655,5 тыс. руб. на гашение основного долга, согласно графика платежей;

- в расходах бюджета муниципального района предусмотрены средства в сумме 5,9 тыс. руб. на оплату процентов за пользование бюджетными кредитами.

 

Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает следующее.

 

1. Анализ основных показателей социально-экономического развития муниципального района на 2020 год за последние три года показал, что существуют риски недостижения запланированного роста в 2020-2022 годах по отдельным показателям, это обусловлено существующей вероятностью сохранения более низких темпов роста экономики по сравнению с прогнозируемыми, и может оказать негативное влияние на показатели.

Кроме этого, Контрольно-счетная палата в своем Заключении указала, что как и прежде, Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития не соответствует требованиям пункта 8 Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района.

2. В своем Заключении, Контрольно-счетная палата указала на некоторые изменения бюджетного законодательства, которые должны быть отражены в муниципальных правовых актах.

3. Вместе с проектом решения о бюджете муниципального района на 2020 год и плановый период в Контрольно-счетную палату представлены проекты Постановлений Администрации муниципального района о внесении изменений в муниципальные программы. Проведенный анализ соответствия показателей муниципальных программ показателям проекта бюджета показал, что по всем муниципальным программам проекты о внесении изменений в программу значительно отличаются от показателей проекта бюджета муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, что отражено в Заключении Контрольно-счетной палаты по итогам экспертизы, также отражены другие несоответствия показателей и прочие недочеты муниципальных программ.

3. При анализе проекта бюджета муниципального района, Контрольно-счетной палатой, были выявлены технические ошибки и недоработки, как в текстовой части и приложениях к проекту решения о бюджете, так и в Пояснительной записке к представленному проекту решения, которые подробно отражены в Заключении.

 

Контрольно-счетной палатой муниципального района в своем Заключении даны следующие предложения:

1. При рассмотрении проекта бюджета муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов учесть результаты проведенной Контрольно-счетной палатой муниципального района экспертизы.

2. Председателю Комитета экономического и территориального развития принять меры по соблюдению требований Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района, в части составления Пояснительной записки.

3. В целях соблюдения требований п.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ ответственным исполнителям за разработку и утверждение муниципальных программ необходимо привести муниципальные программы в соответствие с решением о бюджете не позднее 3 месяцев со дня его вступления в силу, обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для исполнения решения о бюджете муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

4. Главными администраторами доходов продолжить работу по наполняемости доходной части бюджета муниципального района, в том числе за счет исполнения в полном объеме своих полномочий по своевременному и полному поступлению неналоговых доходов, снижению сумм недоимки.

         5. Ответственным исполнителям муниципальных программ, а также главным распорядителям бюджетных средств повысить требования к эффективному использованию бюджетных средств и достижению результативности (установленных целей).

6. Муниципальные правовые акты требуется привести в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, в том числе Положение о межбюджетных отношениях в муниципальном районе, Положение о дорожном фонде муниципального района, а также Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального района.

7. Комитету по финансам Администрации муниципального района при подготовке поправок к первому чтению устранить выявленные технические ошибки и недоработки.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                       М.В.Тютрина