В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате муниципального района, Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе, Контрольно-счетной палатой муниципального района проведена экспертиза проекта решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

Проект решения о бюджете муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов внесен Главой муниципального района на рассмотрение в Совет муниципального района в установленный Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе срок и размещен на официальном сайте Администрации муниципального района края 28 ноября 2018 года, тем самым исполнены требования ст.36 Бюджетного кодекса РФ «Принцип прозрачности (открытости)».

 

При подготовке заключения проанализирована реализация материалов к проекту решения:

основных показателей прогноза социально-экономического развития на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;

основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов;

муниципальных программ (проектов изменений муниципальных программ).

В ходе проведения экспертизы проанализированы доходы проекта бюджета муниципального района, расходы проекта бюджета как в «программном» так и в «непрограммном» формате, межбюджетные отношения, публичные нормативные обязательства, дефицит бюджета муниципального района и муниципальный долг на очередной финансовый год и плановый период.

В результате проведенной экспертизы сделаны следующие выводы:

 

1. В целом, внесенный проект решения о бюджете муниципального района на 2019 год и плановый период составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Документы и материалы, представленные одновременно с проектом решения, соответствует требованиям ст.1842 Бюджетного кодекса РФ, п.14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

2. Прогнозные показатели муниципального района согласованы с Министерством экономического развития и промышленной политики Забайкальского края и согласуются с долгосрочными стратегиями развития территории и края.

Параметры Прогноза СЭР свидетельствуют о снижении темпов роста в 2019-2021 годах (прогнозные значения индексов несколько ниже значений, учтенных в прогнозе на 2018-2020 годы).

Согласно данным прогноза СЭР, рост индекса объема отгруженных

товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составит с 91,0% в 2019 году до 101,1% в 2021 году. По сравнению с оценкой 2018 года снижение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2019 году составит минус 5,15%

Контрольно-счетная палата отмечает, что существуют риски недостижения запланированного роста в 2019-2021 годах по отдельным показателям, что обусловлено существующей вероятностью сохранения более низких темпов роста экономики по сравнению с прогнозируемыми, и может оказать негативное влияние на показатели.

Также отмечено, что Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития не в полной мере соответствует Порядку разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района.

3. В рамках составления проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Комитетом по финансам Администрации муниципального района разработаны Основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального района, а также Политика в области управления муниципальным долгом.

4. Проект бюджета на 2019-2021 годы составлен в порядке, установленном Постановлением Администрации муниципального района от 29 апреля 2016 года № 71, на основе прогноза социально-экономического развития муниципального района, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики в муниципальном районе.

5. Прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений за ряд лет и составили на 2019 год 340 355,7 тыс. руб.

Объем безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней на 2019 год спрогнозирован в объеме 737 935,6 тыс. руб., в том числе:

- в соответствии с проектом Закона Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, средства из бюджета края Забайкальского края в общем объеме 727 274,5 тыс. руб.;

- средства, передаваемые из бюджетов сельских поселений бюджету муниципального района на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями в сумме 10 661,1 тыс. руб.

6. Расходы на решение вопросов местного значения в общих расходах муниципального района на 2019 год предусмотрены в объеме 464 464,9 тыс. руб.         Расчетная потребность составляет 596 514,0 тыс. руб. Таким образом, ассигнования предусмотрены на 77,9%, недостающий объем финансирования составляет 132 049,1 тыс. руб.

Финансовая помощь из бюджета края в расходах на решение вопросов местного значения составляет в 2019 году 119 437,0 тыс. руб. или 25,7%.

Основная доля расходов в бюджете муниципального района на 2019-2021 годы, как и раньше, приходится на Комитет по управлению образованием, в 2019г она составляет 82,3%. Следует отметить, что прослеживается тенденция к увеличению доли расходов по Комитету молодежной политики, культуры и спорта с 3,5% в 2015 году до 6,8% в 2021 году, что напрямую связано с выполнением указов Президента Российской Федерации по достижению целевых показателей по оплате труда работников культуры и образования.

На остальные органы местного самоуправления приходится от 0,1%; (Контрольно-счетная палата и Совет муниципального района) до 6,3% (Комитет по финансам Администрации муниципального района).

Проект бюджета муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов сформирован на базе 4 муниципальных программ. Вместе с материалами и документами к проекту бюджета представлены проекты постановлений Администрации муниципального района о внесении изменений в муниципальные программы.

Проведенный анализ соответствия показателей муниципальных программ показателям проекта бюджета показал, что по 3 муниципальным программам муниципального района проекты о внесении изменений в программу значительно отличаются от показателей проекта бюджета муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Кроме этого, в проекте постановления Администрации муниципального района о внесении изменений в муниципальную программу «Управление муниципальной собственностью муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2017-2020 годы)» выявлены несоответствия показателей паспорта программы и приложений к программе, в части потребности в финансировании подпрограмм.

В проекте бюджета муниципального района бюджетные ассигнования в программном формате на 2019 год составили 1 024 108,5 тыс. рублей или 94,6% всех расходов.

Структуру непрограммных расходов составляют расходы на содержание органов местного самоуправления (Администрация, КЭиТР, Совет муниципального района и Контрольно-счетная палата), направляемые на обеспечение их деятельности, предоставление субсидий юридическим лицам, резервные фонды, дорожный фонд, социальное обеспечение граждан и другие.

Расходы по непрограммным направлениям деятельности в проекте бюджета на 2019 год запланированы в объеме 58 855,0 тыс. рублей.

Результаты анализа основных показателей проекта бюджета муниципального района на 2019-2021 годы показали, что средства на реализацию программ предусмотрены в бюджете муниципального района исходя не из потребностей программных мероприятий, а из возможностей бюджета, с применением ограничений, что и для непрограммной деятельности.

Фактически формирование проекта местного бюджета продолжается исходя из традиционного подхода (на базе распределения бюджетных ассигнований по функциональной классификации расходов бюджета), что прослеживается, в том числе, исходя из содержания пояснительной записки к проекту решения, так как обоснованиям расходов по разделам функциональной классификации отдан приоритет. Кроме этого, все муниципальные программы разработаны и утверждены на период до 2020 года, в то время как проект бюджета муниципального района составлен до 2021 года.

7. Размер резервного фонда Администрации муниципального района на 2018-2020 годы установлен в объеме 50 тыс. руб., или не более 3% утвержденных расходов бюджета муниципального района, что соответствует ст.81 БК РФ.

8. В соответствии с п. 3 ст. 1841 Бюджетного кодекса РФ в пункте 19 представленного проекта решения о бюджете установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств и на 2019 год он составляет 44 230,5 тыс. рублей или 4,1% общих расходов бюджета, в том числе:

- в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края, за счет средств бюджета Забайкальского края - 41 312,7 тыс. руб.;

- в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района за счет средств бюджета муниципального района - 2 917,8 тыс. руб.

9. Межбюджетные отношения в муниципальном района регулируются законом Забайкальского края «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» от 20.12.2011г № 608-ЗЗК и решением Совета муниципального района от 24.12.2014 №119 «Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края».

В рамках межбюджетных отношений, в расходах проекта бюджета муниципального района на 2019 год, ассигнования за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней предусмотрены в объеме прогнозируемых поступлений – 737 935,6 тыс. руб.

Также, в рамках межбюджетных отношений, в проекте бюджета муниципального района на 2019-2021 годы за счет средств бюджета муниципального района предусмотрены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам сельских поселений, в объеме 49 686,2 тыс. руб. ежегодно.

10. Дефицит бюджета муниципального района на 2019 год спрогнозирован в объеме 4 672,2 тыс. руб. и составляет 1,4% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует п.3 статьи 92.1. Бюджетного кодекса РФ.

Муниципальный долг муниципального района на 01.01.2019 год составляет 6 227,7 тыс. руб.

В проекте бюджета муниципального района предусмотрены средства:

- на гашение основного долга, согласно графика платежей, в источниках дефицита бюджета на 2019 год – 327,8 тыс. руб.;

- на оплату процентов за пользование бюджетными кредитами в расходах бюджета муниципального района на 2019 год - 6,3 тыс. руб.

 

Контрольно-счетной палатой муниципального района в своем заключении даны следующие предложения:

1. При рассмотрении проекта решения «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Советом муниципального района учесть результаты проведенной Контрольно-счетной палатой муниципального района экспертизы.

2. Администрации муниципального района и ее отраслевым (функциональным) органам:

1). При разработке основных направлений бюджетной политики муниципального района на следующий год и плановый период:

- определять перечень приоритетных направлений, по которым будут складываться межбюджетные отношения на уровне «муниципальный район – муниципальные образования, входящие в состав муниципального района» с тем, чтобы дать возможность заранее понять муниципальным образованиям, в отношении каких направлений будет осуществляться финансовая поддержка из бюджета муниципального района в виде субсидий, и с учетом данной информации более продуманно сформировать проекты местных бюджетов;

- отражать информацию о результатах реализации бюджетной политики в отчетном и текущем годах, что соответствует принципам гласности и открытости для населения результатов деятельности органов местного самоуправления;

2). В целях соблюдения требований п.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ ответственным исполнителям за разработку и утверждение муниципальных программ необходимо привести муниципальные программы в соответствие с решением о бюджете не позднее 3 месяцев со дня его вступления в силу, обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для исполнения решения о бюджете муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

3). Обеспечить рост доходов бюджета муниципального района, в том числе за счет исполнения в полном объеме главными администраторами доходов полномочий по своевременному и полному поступлению неналоговых доходов, снижению сумм недоимки;

         4). Повысить требования к эффективному использованию бюджетных средств и достижению результативности (установленных целей) ответственными исполнителями муниципальных программ, а также главными распорядителями бюджетных средств;

5). Комитету экономического и территориального развития Администрации муниципального района пояснительную записку к прогнозу социально-экономического развития составлять в соответствии с требованиями Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района.

 

Заключение Контрольно-счетной палаты на проект бюджета муниципального района на 2019 год и плановый период было направлено в Совет муниципального района и Главе муниципального района.

 

Скачать файл