Информация КСП
- Опубликовано: 25 Декабря 2024
- Просмотров: 77
Информация по итогам экспертизы проекта решения «О бюджете Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов»
1. Проект решения «О бюджете Краснокаменского муниципального округа Забайкальского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Проект бюджета, проект решения о бюджете) представлен в Контрольно-счетную палату муниципального округа 15 ноября 2024 года, с соблюдением установленного срока и размещен на официальном сайте администрации муниципального района края 02 декабря 2024 года.
2. В целом, внесенный проект решения о бюджете, составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального округа в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. При составлении Проекта бюджета соблюдены принципы общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, прозрачности (открытости) бюджета, установленные статьями 35, 36 Бюджетного кодекса РФ. Документы и материалы, представленные одновременно с Проектом решения, соответствуют требованиям статей 184.1 и 184.2 Бюджетного кодекса РФ, пункту 14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном округе. Так,
2.1. Основные параметры Проекта бюджета на 2025 - 2027 годы сформированы с соблюдением принципа сбалансированности, установленного статьей 33 Бюджетного кодекса РФ.
2.2. В Проекте бюджета:
- общий объем доходов планируется на 2025 год в сумме 2 549,0 млн. рублей, на плановый период 2026 и 2027 годов в сумме 2 530,4 млн. рублей и 2 651,6 млн. рублей соответственно;
- общий объем расходов планируется на 2025 год в сумме 2 547,7 млн. рублей, на плановый период 2026 и 2027 годов в сумме 2 530,4 млн. рублей и 2 651,6 млн. рублей соответственно.
2.3. В соответствие требованиям статьи 81 Бюджетного кодекса РФ в проекте бюджета предусмотрен резервный фонд администрации муниципального округа - в размере 300,0 тыс. рублей ежегодно.
2.4. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 107 в Проекте бюджета установлен верхний предел внутреннего муниципального долга, с соблюдением ограничений, установленных пунктом 3 статьи 107 БК РФ.
2.5. Запланированные расходы на обслуживание муниципального долга в 2025 году – 1,2 тыс. рублей не превышают установленное статьей 111 БК РФ предельное значение; в плановом периоде 2026 и 2027 годов расходы на обслуживание муниципального долга не планируются.
2.6. На 2025 год бюджет муниципального округа сформирован с превышением доходов над расходами в сумме 1 311,1 тыс. рублей (в размере бюджетного кредита), на 2026 и на 2027 годы – объем расходов сформирован в объеме доходов бюджета. Остаток на едином казначейском счете учета бюджетных средств на начало 2025, 2026, 2027 годов не предусмотрен.
При формировании источников финансирования дефицита бюджета муниципального округа соблюден принцип полноты отражения основных показателей бюджета, предусмотренный статьёй 32 Бюджетного кодекса РФ, состав источников соответствует статье 96 Бюджетного кодекса РФ.
2.7. В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ в Проекте бюджета выделены все публичные нормативные обязательства муниципального округа на период 2025 - 2027 годов. Общий объем публичных нормативных обязательств на 2025 год составляет 57,6 млн. рублей, на плановый период 2026 и 2027 годы – 56,1 млн. рублей и 58,1 млн. рублей соответственно.
2.8. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального округа сформирован в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ, с муниципальными нормативными актами, и определен исходя из прогнозного объема доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации: на 2025 год – 12,6 млн. рублей, на 2026 год – 13,5 млн. рублей и на 2027 год – 14,1 млн. рублей.
2.9. В целях реализации пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ в части соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в Проекте бюджета установлены ограничения на принятие решений органами местного самоуправления, приводящих к увеличению численности работников органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и расходов на их содержание.
2.10. Доходы и расходы бюджета муниципального округа сформированы в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, установленными Приказом Министерства финансов России от 29.07.2021 № 85н.
2.11. Порядок подготовки Проекта бюджета, установленный Постановлением Администрации муниципального района от 29.04.2016 года № 71, его структура, наличие необходимых приложений, установленных Бюджетным кодексом РФ, соблюдены.
3. В ходе проведения экспертизы Проекта бюджета проверена
обоснованность показателей Проекта бюджета на основе расчетов, представленных в составе документов и материалов к Проекту.
3.1. Доходная часть бюджета сформирована в соответствии со статьями 61.6 и 62 Бюджетного кодекса РФ. Состав источников поступлений в местный бюджет на 2025 - 2027 годы определен в соответствии с перечнем и нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Забайкальского края.
В целом, прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края, муниципальными нормативными актами, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений за ряд лет. Доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом, не учтенные при прогнозировании, могут быть рассмотрены в качестве резервов пополнения доходной части местного бюджета, в связи с отсутствием предпосылок к снижению указанных доходов в прогнозируемом периоде.
Межбюджетные трансферты из бюджета Забайкальского края, в Проекте бюджета округа предусмотрены в соответствии с проектом Закона края о бюджете Забайкальского края на 2025 - 2027 годы.
3.2. Расходная часть бюджета сформирована в Проекте бюджета с учетом приоритетов, определенных основными направлениями бюджетной политики муниципального округа на 2025 – 2027 годы.
3.3. Проект бюджета обеспечивает соблюдение программно-целевого принципа планирования в общем объеме расходов бюджета.
Проведенный анализ соответствия показателей паспортов муниципальных программ показателям Проекта бюджета показал, что недостающий объем ассигнований, для реализации мероприятий, предусмотренных программами, в Проекте бюджета на 2025 год составляет 779,5 млн. рублей или 26,1%. На 2026 и 2027 годы в Проекте бюджета предусмотрены ассигнования в размере 81,5% и 86,3% от паспортных значений соответственно.
Контрольно-счетная палата считает, что планирование расходов на реализацию муниципальных программ в объемах ниже паспортной потребности Программы создает риски невыполнения показателей муниципальных программ и, как следствие, недостижение их целей.
3.4. Анализ общих подходов по формированию расходной части бюджета муниципального округа, объема и структуры доходов и расходов Проекта бюджета позволяет сделать вывод о необеспеченности выполнения расходных обязательств муниципального округа как в рамках программных мероприятий, так и в рамках непрограммных расходов и недостатке средств местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в частности по оплате труда, оплате коммунальных услуг, другие первоочередные расходы.
3.5. Проведенным анализом основных показателей Проекта бюджета на 2025 - 2027 годы установлено, что несмотря на то, что доля налоговых доходов по отношению к оценке 2024 года (24,8%) в прогнозируемом периоде увеличится и составит в 2025 году – 40,2%, в 2026 году – 43,5%, в 2027 году - 44,3%, доля межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в общем объеме доходов местного бюджета остается высокой и прогнозируется в 2025 году 59,8%, в 2026 году – 56,5%, в 2027 году – 55,7%. Таким образом, как и прежде, основные задачи бюджетной политики муниципального округа будут реализоваться в условиях значительного объема финансовой помощи из краевого бюджета. Здесь стоит отметить, что в общей структуре межбюджетных трансфертов основную долю (более 82%) составляют субвенции, переданные на исполнение государственных полномочий. По 2024 году предварительно субвенции составят 56,7%.
Ежегодные результаты исполнения местного бюджета за предыдущие периоды значительно отличаются от прогнозных (плановых) показателей, принимаемых при утверждении местного бюджета на начало очередного финансового года. Параметры бюджета муниципального округа на очередной 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, предлагаемые в Проекте решения, в ходе его исполнения будут корректироваться. Наибольшее влияние на изменение первоначально запланированных параметров бюджета муниципального округа, а также структуры доходов бюджета, в процессе его исполнения будет оказывать изменение объема межбюджетных трансфертов.
Сложившаяся практика исполнения местного бюджета свидетельствует о корректировке параметров бюджета в сторону увеличения в ходе его исполнения как за счет собственных доходов бюджета, так и за счет объёма межбюджетных трансфертов.
В своем Заключении на проект решения о бюджете Контрольно-счетная палата отметила ряд нарушений и недостатков, допущенных при составлении проекта бюджета, а также технические ошибки. Были внесены предложения по их устранению.
В целом представленный Проект решения с учетом поправок соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть рекомендован к рассмотрению Советом Краснокаменского муниципального округа.
Вместе с тем, в своем Заключении Контрольно-счетная палата обращает внимание на следующее.
- 1.Из года в год Пояснительная записка к Прогнозу социально-
экономического развития муниципального образования составляется с нарушением требований бюджетного законодательства.
- 2.В проекте бюджета в общем объеме расходов на первый и второй
годы планового периода, как и прежде, в связи с недостаточностью бюджета, нет возможности предусмотреть общий объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в плановом периоде) (на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет целевых межбюджетных трансфертов из других бюджетов), что не соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ
- 3.В связи с переходным периодом преобразования всех поселений,
входящих в состав Краснокаменского района в Краснокаменский муниципальный округ Забайкальского края в настоящее время как таковые муниципальные программы муниципального округа отсутствуют. При разработке Проекта бюджета муниципального округа на 2025 – 2027 годы комитетом по финансам были учтены муниципальные программы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», а также муниципальные программы городского поселения «Город Краснокаменск».
- 4.Вместе с проектом бюджета в Контрольно-счетную палату
представлены проекты паспортов 18 муниципальных программ, в проекте бюджета муниципального округа на 2025 -2027 годы принято к реализации 15 муниципальных программ (с учетом объединения МП района с МП городского поселения).
Нами проведен анализ финансовой обеспеченности программ за счет собственных средств бюджета округа. Результаты анализа показали, что в проекте бюджета финансирование 5 Программам предусмотрено далеко не в полном объеме, по 5 Программам объем финансирования значительно превышает паспортные значения. Кроме этого, финансирование 3 Программ в проекте бюджета не предусмотрено, 2 муниципальные программы разработаны и утверждены на период до 2026 года, в то время как проект бюджета муниципального округа составлен до 2027 года включительно.
Все это указывает на то, что фактически формирование проекта местного бюджета осуществлено исходя из традиционного подхода (на базе распределения бюджетных ассигнований по функциональной классификации расходов бюджета).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о формальном отношении к составлению «программного» бюджета участников бюджетного процесса.
Если недостающий объем финансирования программ можно объяснить общим подходом по формированию расходной части бюджета муниципального округа, то превышение объема ассигнований, предусмотренных в бюджете, над объемом потребности финансирования программных мероприятий, предусмотренном в программах, указывает только на некачественную работу разработчиков программ.
- 5.О качестве разработки программ, говорит и тот факт, что в ряде
проектов паспортов муниципальных программ, представленных вместе с проектом решения о бюджете, установлены отдельные случаи несоответствия паспортных значений в части финансирования программы на 2025 – 2027 годы приложениям программы.
В первую очередь это касается программы по развитию культуры на территории муниципального района (разработчик – комитет молодежной политики, культуры и спорта). Как и прежде, в представленном проекте внесения изменений в муниципальную программу, в паспорте расчетный объем потребности финансирования за счет собственных средств местного бюджета значительно меньше объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в проекте бюджета (порядка 30,0 млн. рублей и выше).
Вместе с тем, в программе финансирование предусмотрено в том числе и за счет краевых средств (на 2025 - 2027 годы по 31,1 млн. рублей ежегодно), что не подтверждено ни соглашениями с Министерством, ни проектом закона края о бюджете, ни другими документами.
Кроме этого, общие итоговые значения финансового обеспечения в паспорте программы не соответствуют суммарному значению источников финансирования.