Информационное сообщение Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) информирует о внесении изменений в Кодекс:Изменения в ст. 23 "Обязанности налогоплательщика (плательщиков сборов)" НК РФ Перечень обязанностей налогоплательщиков пополнился благодаря новому п. 5.1, который включен в ст. 23 НК РФ (п. 2 ст. 10 Закона N 134-ФЗ). В нем говорится, что лица, которые обязаны представлять декларацию (расчет) в электронной форме (ст. 80 НК РФ), должны обеспечить получение от налогового органа электронных документов, т.е. должны быть готовы принимать от налоговиков документы, которые те направляют налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2015 г. (п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Напомним, что налоговые органы при реализации своих полномочий имеют право направить налогоплательщикам в электронной форме следующие документы (п. 4 ст. 31, п. 6 ст. 69, п. п. 9 и 15 ст. 89, п. п. 1 и 3 ст. 93, п. 3 ст. 93.1, п. п. 3, 6, 7 и 15.1 ст. 101, п. 8 ст. 101.4, п. 3 ст. 176, п. п. 8, 15 и 24 ст. 176.1, п. 4 ст. 203 НК РФ): требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа; решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки; решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки; решения о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов; решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения; справки о проведенной выездной налоговой проверке; поручения об истребовании документов (информации); уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента); требования о представлении документов (информации); решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля; решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; решения об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; решения о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица; решения о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица; решения об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению; решения об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению; решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке; решения об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке; решения об отмене решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке; решения об отмене решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость; решения о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению; решения об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению; мотивированные заключения. Электронный Формат указанных документов утвержден Приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@. Кроме того, налоговые органы могут направить в электронном виде постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п. 1 ст. 47 НК РФ), Формат которого утвержден Приказом ФНС России от 19.03.2013 N ММВ-7-6/123@. При получении перечисленных документов лица, которые обязаны представлять декларации в электронном виде, должны направить налоговому органу квитанцию о приеме таких документов. Квитанция должна быть направлена специалистам налоговых органов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Квитанция о приеме - это формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема на обработку представленного налогоплательщиком (представителем) запроса (обращения) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Такое определение приведено в разд. 1 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@. Форма и Формат квитанции о приеме утверждены Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@. Квитанцию о приеме следует направлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота. Если организация своевременно не направит специалистам налоговых органов квитанцию о приеме документов, то ее ожидают серьезные неприятности. Изменения в ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" НК РФ Принятие решения о приостановлении операций по счету. При отсутствии квитанции о приеме документов в течение 10 рабочих дней после окончания срока ее представления руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Об этом говорится в пп. 2 новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, которая "заработает" с 1 января 2015 г. (абз. 4 пп. "а" п. 5 ст. 10, п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Приостановление операций организации по счетам в банке или переводов электронных денежных средств возможно в случае, когда она не представила в установленный срок налоговую декларацию. В течение 10 рабочих дней после установленного срока представления налоговой декларации руководитель налогового органа оформит соответствующее решение. Это положение п. 3 ст. 76 НК РФ не изменилось. При этом, по мнению чиновников, окончательный срок, до которого у них есть право выносить решение о приостановлении операций, не был установлен НК РФ (Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227, УФНС России по г. Москве от 24.12.2008 N 09-14/120416). Иными словами, если организация своевременно не представила налоговую декларацию, то приостановить операции по счетам специалисты налоговых органов могли и через год, и через три года, и через десять лет, и т.д. Однако с такой позицией были не согласны арбитражные суды. Например, ФАС Московского округа считает, что у специалистов налоговых органов есть только 10 рабочих дней после окончания срока подачи налоговой декларации, чтобы вынести решение о блокировке счета налогоплательщику, который вовремя не подал декларацию. Если этот срок пропущен, то приостанавливать операции по счетам налоговики не вправе (Постановление от 20.02.2009 N КА-А41/433-09). Законодатели внесли ясность в этот вопрос. Согласно поправкам, внесенным в п. 3 ст. 76 НК РФ, решение о приостановлении операций руководитель налогового органа может принять в течение трех лет со дня окончания 10-дневного срока. Однако вступит в силу эта поправка только с 1 января 2015 г. (абз. 3 пп. "а" п. 5 ст. 10, п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Отмена решения о приостановлении операций по счету. Благодаря Закону N 134-ФЗ в ст. 76 НК РФ появился новый п. 3.1, в котором установлены правила отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счету. В настоящее время приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа на следующий день после представления налогоплательщиком той декларации, из-за которой произошла блокировка счета (п. 3 ст. 76 НК РФ). Этот порядок законодатели сохранили, но перенесли его в новый п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Если операции на счете в банке были приостановлены из-за отсутствия у специалистов налоговых органов квитанции о приеме документов, то решение о блокировке счета будет отменено на следующий день после получения от организации этой квитанции. Можно добиться отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счету и другим способом. Например, если специалисты налоговых органов направили организации требование о представлении документов (пояснений), то блокировка счета будет снята на следующий день после того, как организация представит в налоговый орган указанные документы. Если специалисты налоговых органов направили организации уведомление о вызове в налоговый орган, то счет будет разблокирован на следующий день после визита в налоговую инспекцию представителя организации. Об этом говорится в пп. 2 нового п. 3.1 ст. 76 НК РФ, которая "заработает" с 1 января 2015 г. (пп. "б" п. 5 ст. 10, п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Перечень лиц, на которых распространяется действие ст. 76 НК РФ. Все изменения в ст. 76 НК РФ, о которых мы писали ранее, касаются не только налогоплательщиков-организаций. В соответствии с п. 11 ст. 76 НК РФ правила, установленные данной статьей, распространяются также: на организации, выполняющие функции налоговых агентов или являющиеся плательщиками сборов; на индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов; на нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов. С 1 января 2015 г. правила, установленные ст. 76 НК РФ, следует применять к организациям и индивидуальным предпринимателям, которые не являются налогоплательщиками или налоговыми агентами, но обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ. Об этом говорится в пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ (пп. "г" п. 5 ст. 10, п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).