- Опубликовано: 19 Октября 2021
- Создано: 19 Октября 2021
- Просмотров: 496
Российская Федерация
Администрация муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«____»________ 2021г №____
г.Краснокаменск
Об утверждении механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07. 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду», руководствуясь статьями 31 и 38 Устава муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, в целях обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей, оперативного принятия мер по предупреждению и ликвидации технологических нарушений, аварий, ЧС (происшествий) на объектах теплоснабжения, расположенных на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить механизм оперативно - диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края (Приложение № 1).
2. Утвердить расчет допустимого времени устранения аварии и восстановления теплоснабжения (Приложение № 2).
3. Настоящее постановление подлежит официальному обнародованию на стенде администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, размещению на официальном веб-сайте администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края: www.adminkr.ru .
4. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от 11.11.15 №80 Об утверждении механизма оперативно- диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»Забайкальского края.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и. о. председателя комитета экономического и территориального развития администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края К.В. Ван-Пин.
Глава муниципального района С.Н. Колпаков
Приложение №1 к постановлению
администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский
район» от «___»______2021г. №____
Механизм оперативно-диспетчерского управления
в системе теплоснабжения на территории
муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский
район» Забайкальского края
1. Общие положения
1.1. Механизм оперативно - диспетчерского управления в системе теплоснабжения на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края определяет взаимодействие оперативно-диспетчерских служб теплоснабжающих, тепло- сетевых организаций и абонентов тепловой энергии по вопросам теплоснабжения.
1.2. Основной задачей указанных организаций является обеспечение устойчивой и бесперебойной работы тепловых сетей и систем теплопотребления, поддержание заданных режимов теплоснабжения, принятие оперативных мер по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на теплоисточниках, тепловых сетях и системах теплопотребления.
1.3. Все теплоснабжающие, тепло‑сетевые организации, обеспечивающие теплоснабжение потребителей, должны иметь круглосуточно работающие оперативно-диспетчерские и аварийно-восстановительные службы. В организациях, штатными расписаниями которых такие службы не предусмотрены, обязанности оперативного руководства возлагаются на лицо, определенное соответствующим приказом.
1.4. Общую координацию действий оперативно-диспетчерских служб по эксплуатации локальной системы теплоснабжения осуществляет теплоснабжающая организация, по локализации и ликвидации аварийной ситуации - оперативно-диспетчерская служба или администрация той организации, в границах эксплуатационной ответственности которой возникла аварийная ситуация.
1.5. Для проведения работ по локализации и ликвидации аварий каждая организация должна располагать необходимыми инструментами, механизмами, транспортом, передвижными сварочными установками, аварийным восполняемым запасом запорной арматуры и материалов. Объем аварийного запаса устанавливается в соответствии с действующими нормативами, место хранения определяется руководителями соответствующих организаций. Состав аварийно-восстановительных бригад, перечень машин и механизмов, приспособлений и материалов утверждается главным инженером организации.
В случае значительных объемов работ, вызывающих длительные перерывы в теплоснабжении, распоряжением администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края к восстановительным работам привлекаются другие предприятия, расположенные на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
2. Взаимодействие оперативно-диспетчерских и аварийно-
восстановительных служб при возникновении и ликвидации аварий на источниках энергоснабжения, сетях и системах энергопотребления
2.1.При получении сообщения о возникновении аварии, отключении или ограничении энергоснабжения потребителей диспетчер соответствующей организации принимает оперативные меры по обеспечению безопасности на месте аварии (ограждение, освещение, охрана и др.) и действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварийных ситуаций.
2.2.О возникновении аварийной ситуации, принятом решении по ее локализации и ликвидации диспетчер немедленно сообщает по имеющимся у него каналам связи руководству организации, диспетчерам организаций, которым необходимо изменить или прекратить работу своего оборудования и коммуникаций, диспетчерским службам Потребителей.
Также о возникновении аварийной ситуации и времени на восстановление теплоснабжения потребителей в обязательном порядке информируется единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края (далее - ЕДДС). При необходимости диспетчер ЕДДС организует оповещение главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и председателя комитета экономического и территориального развития Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
2.3. Решение об отключении систем горячего водоснабжения в поселениях муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края принимается теплоснабжающей (тепло-сетевой) организацией по согласованию с администрациями сельских поселений - по квартальным отключениям.
2.4. Решение о введении режима ограничения или отключения тепловой энергии абонентов принимается руководством теплоснабжающих, тепло-сетевых организаций по согласованию с главами поселений, на территории которых расположены данные тепло-сетевые организации, и комитетом экономического и территориального развития Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края .
2.5. Команды об отключении и опорожнении систем теплоснабжения и теплопотребления проходят через соответствующие диспетчерские службы.
2.6. Отключение систем горячего водоснабжения и отопления, последующее заполнение и включение в работу производится силами оперативно-диспетчерских и аварийно-восстановительных служб владельцев зданий в соответствии с инструкцией, согласованной с энергоснабжающей организацией.
В случае, когда в результате аварии создается угроза жизни людей, разрушения оборудования, городских коммуникаций или строений, диспетчеры (начальники смен теплоисточников) теплоснабжающих и тепло- сетевых организаций отдают распоряжение на вывод из работы оборудования без согласования, но с обязательным немедленным извещением ЕДДС муниципального района и абонентов (в случае необходимости) перед отключением и после завершения работ по выводу из работы аварийного тепломеханического оборудования или участков тепловых сетей.
Лицо, ответственное за ликвидацию аварии, обязано:
- вызвать при необходимости через диспетчерские службы соответствующих представителей организаций и ведомств, имеющих коммуникации сооружения в месте аварии, согласовать с ними проведение земляных работ для ликвидации аварии;
- организовать выполнение работ на подземных коммуникациях и обеспечи-вать безопасные условия производства работ;
- информировать по завершении аварийно-восстановительных работ (или какого-либо этапа) соответствующие диспетчерские службы для восстановления рабочей схемы, заданных параметров теплоснабжения и подключения потребителей в соответствии с программой пуска.
2.7. Организации и предприятия всех форм собственности, имеющие свои коммуникации или сооружения в месте возникновения аварии, обязаны направить своих представителей по вызову диспетчера теплоснабжающей организации или ЕДДС муниципального района для согласования условий производства работ по ликвидации аварии в течение 2-х часов в любое время суток.
3. Взаимодействие оперативно-диспетчерских служб при эксплуатации
систем энергоснабжения
3.1. Ежедневно с 06.00 до 07.00 часов и с 18.00 до 19.00 часов, а также при необходимости в течение всей смены диспетчеры (начальники смены) теплоснабжающих и теплосетевых организаций осуществляют передачу ЕДДС оперативной информации: о режимах работы теплоисточников и тепловых сетей; о корректировке режимов работы энергообъектов по фактической температуре и ветровому воздействию, об аварийных ситуациях на вышеперечисленных объектах, влияющих на нормальный режим работы системы теплоснабжения.
3.2. Отдел строительства, ЖКХ, транспорта и архитектуры комитета
экономического и территориального развития администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и ЕДДС осуществляют контроль за соблюдением энерго-снабжающими организациями утвержденных режимов работы систем теплоснабжения.
3.3. Для подтверждения планового отключения (изменения параметров теплоносителя) потребителей диспетчерские службы теплоснабжающих и теплосетевых организаций подают заявку в ЕДДС муниципального района и информируют потребителей теплоснабжения муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края за 5 дней до намеченных работ.
3.4. Планируемый вывод и ремонт оборудования, находящегося на балансе потребителей, производится с обязательным информированием ЕДДС муниципального района за 10 дней до намеченных работ, а в случае аварии - немедленно.
3.5. При проведении плановых ремонтных работ на водозаборных сооружениях, которые приводят к ограничению или прекращению подачи холодной воды на теплоисточники муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, диспетчер организации, в ведении которой находятся данные водозаборные сооружения, должен за 10 дней сообщить диспетчеру соответствующей энергоснабжающей организации и ЕДДС об этих отключениях с указанием сроков начала и окончания работ. При авариях, повлекших за собой длительное прекращение подачи холодной воды на котельные и электрокотельные муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, диспетчер теплоснабжающей организации вводит ограничение горячего водоснабжения потребителей вплоть до полного его прекращения.
3.6. При проведении плановых или аварийно-восстановительных работ на электрических сетях и трансформаторных подстанциях, которые приводят к ограничению или прекращению подачи электрической энергии на объекты системы теплоснабжения, диспетчер организации, в ведении которой находятся данные электрические сети и трансформаторные подстанции, должен сообщать, соответственно, за 10 дней или немедленно диспетчеру соответствующей теплоснабжающей или тепло-сетевой организации и ЕДДС муниципальногорайона об этих отключениях с указанием сроков начала и окончания работ.
3.7. В случаях понижения температуры наружного воздуха до значений, при которых на теплоисточниках системы теплоснабжения не хватает теплогенерирующих мощностей, диспетчер теплоснабжающей организации по согласованию с администрацией поселения, на территории которой расположена данная теплоснабжающая организация, вводит ограничение отпуска тепловой энергии потребителям, одновременно извещая об этом ЕДДС муниципального района.
3.8. Включение новых объектов производится только по разрешению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзхор) и теплоснабжающей организации с одновременным извещением в ЕДДС муниципального района».
3.9. Включение объектов, которые выводились в ремонт по заявке абонентов, производится по разрешению персонала теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций по просьбе ответственного лица абонента, указанного в заявке. После окончания работ по заявкам оперативные руководители вышеуказанных предприятий и организаций сообщают в ЕДДС время начала включения.
4.Техническая документация
4.1. Документами, определяющими взаимоотношения оперативнодиспетчерских служб теплоснабжающих, тепло-сетевых организаций и абонентов тепловой энергии, являются:
- настоящий Механизм;
- действующая нормативно-техническая документация по технике безопасности и эксплуатации теплогенерирующих установок, тепловых сетей и теплопотребляющих установок;
- внутренние инструкции, касающиеся эксплуатации и техники безопасности этого оборудования, разработанные на основе настоящего Механизма с учетом действующей нормативно-технической документации;
- утвержденные техническими руководителями предприятий и согласованные с комитетом экономического и территориального развития администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края схемы локальных систем теплоснабжения, режимные карты работы тепловых сетей и теплоисточников.
Внутренние инструкции должны включать детально разработанный оперативный план действий при авариях, ограничениях и отключения потребителей при временном недостатке тепловой энергии, электрической мощности или топлива на источниках теплоснабжения. К инструкциям должны быть приложены схемы возможных аварийных переключений, указан порядок отключения горячего водоснабжения и отоплении, опорожнение тепловых сетей и систем теплопотребления зданий, последующего их заполнения и включения в работу при разработанных вариантах аварийных режимов, должна быть определена организация дежурств и действий персонала при усиленном и внерасчетном режимах теплоснабжения.
Конкретный перечень необходимой эксплуатационной документации в каждой организации устанавливается ее руководство.
4.2. Теплоснабжающие, тепло-сетевые организации, абоненты, ЕДДС муниципального района ежегодно до 1 января обмениваются списками лиц, имеющих право на ведение оперативных переговоров. Обо всех изменениях в списках организации должны своевременно сообщать друг другу.
Приложение № 2 к постановлению
администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский
район» от «___»______2021г. №____
Расчет допустимого времени
устранения аварии и восстановления теплоснабжения
Замораживание трубопроводов в подвалах, лестничных клетках и на чердаках зданий может произойти в случае прекращения подачи тепла при снижении температуры воздуха внутри жилых помещений до 8 °С. Примерный темп падения температуры в отапливаемых помещениях (°С/ч) при полном отключении подачи тепла приведен в таблице № 1
Таблица №1
Коэфициент |
Темп падения температуры, С /ч при температуре наружного воздуха, С |
|||
+/- 0 |
-10 |
-20 |
-30 |
|
20 |
0,8 |
1,4 |
1,8 |
2,4 |
40 |
0,5 |
0,8 |
1,1 |
1,5 |
60 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
Коэффициент аккумуляции характеризует величину тепловой аккумуляции зданий и зависит от толщины стен, коэффициента теплопередачи и коэффициента остекления. Коэффициенты аккумуляции тепла для жилых и промышленных зданий приведены в таблице № 2.
Таблица №2
Характеристика зданий |
Помещения |
Коэффициент аккумуляции |
1. Крупнопанельный дом серии 1-605 А с 3-слойными наружными стенами, утепленными минераловатными плитами с железобетонными фактурами слоями: толщина 21 см, из них толщина утеплителя 12 см. |
Угловые: верхнего этажа среднего и первого этажа средние |
42
46 77 |
2. Крупнопанельный жилой дом серии К7-3(конструкции инженера Лагутенко) с наружными стенами толщиной 16 см, утепленными минераловатными плитами с железобетонными фактурными слоями |
Угловые: верхнего этажа среднего и первого этажа средние |
32
40 51 |
3. Дом из объемных элементов с наружными ограждениями из железобетонных вибропрокатных элементов, утепленных минераловатными плитами. Толщина наружной стены 22 см, толщина утеплителя в зоне стыкования с ребрами 5 см, между ребрами -7 см. Общая толщина железобетонных элементов между ребрами 30-40 мм. |
Угловые: верхнего этажа |
40 |
4. Кирпичные жилые здания с толщиной стен в 2,5 кирпича и коэффициентом остекления 0,18-0,25 |
Угловые: средние |
65-60 100-65 |
5. Промышленные здания с незначительными внутренними тепловыделениями (стены в 2 кирпича коэффициент остекления 0,15-0,3) |
|
25-14 |
На основании приведенных данных можно оценить время, имеющееся для ликвидации аварии или принятия мер по предотвращению лавинообразного развития аварий, т.е. замерзания теплоносителя в системах отопления зданий, в которые прекращена подача тепла. К примеру, в отключенном в результате аварии квартале имеются здания, у которых коэффициент аккумуляции для углового помещения верхнего этажа равен 40. Если авария произошла при температуре наружного воздуха -20 °С, то по таблице 1 определяется темп падения температуры, равный 1,1 °С в час. Время снижения температуры в квартире с 18 до 8 °С, при которой в подвалах и на лестничных клетках может произойти замерзание теплоносителя и труб, определится как (18 - 8) / 1,1 и составит 9 ч. Если в результате аварии отключено несколько зданий, то определение времени, имеющегося в распоряжении на ликвидацию аварии или принятие мер по предотвращению развития аварии, производится по зданию, имеющему наименьший коэффициент аккумуляции.