- Опубликовано: 12 Мая 2020
- Создано: 12 Мая 2020
- Просмотров: 633
В настоящее время актуальным является вопрос возврата авиабилетов. Часто авиаперевозчики и туроператоры, не желая расставаться с полученными средствами, безосновательно отказывают в возврате денежных средств за нереализованные авиабилеты.
Правоотношения, связанные с воздушными перевозками пассажира, регулируются положениями, содержащимися в главе XV «Воздушные перевозки» Воздушного кодекса РФ.
Как следует из данных положений, перевозчик – это юридическое (физическое) лицо, осуществляющее на основании специальной лицензии перевозку пассажира, а пассажир – это физическое лицо (гражданин), которое по договору воздушной перевозки воспользовалось услугами перевозчика.
В соответствии с Воздушным кодексом РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа, также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.
Однако, правоотношения, касающиеся воздушной перевозки, не всегда оканчиваются исполнением договора. Законодателем предусмотрена возможность пассажира отказаться от воздушной перевозки. В таких случаях положения Воздушного Кодекса РФ предусматривают возможность возврата денежных средств, уплаченных пассажиром. Согласно им, перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы, перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила возврата пассажиру провозной платы закреплены положениями ст. 108 ВК РФ, согласно которым:
1) если пассажиром заключен договор, предусматривающий условие о возврате провозной платы при его расторжении, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по Договору) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере 25% уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
4) если пассажиром заключен договор, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс – ему возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Вынужденным отказ будет считаться, если он произошел по следующим причинам:
- в связи с болезнью пассажира;
- в связи с болезнью члена семьи пассажира либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами;
- в связи со смертью члена семьи или близкого родственника пассажира, что подтверждается документально, где под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Вынужденным также будет считаться отказ пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, независимо от наступления времени регистрации на указанный в билете рейс.
Возврат денег при отказе от поездки может производиться в кассе самой авиакомпании, у агентов, уполномоченных компанией на продажу билетов, а также в пунктах, предусмотренных правилами авиакомпании.
Если билеты были приобретены через туроператора, то для возврата билета следует обратиться к нему же с письменным заявлением.
Обращаем Ваше внимание, что при возникновении вопросов Вы также можете обратиться на «горячую линию» Управления по телефону: 8 (3022) 35-73-87 понедельник-воскресенье с 8.30 до 18.00, а также по телефонам 26-24-17, 32-13-79 понедельник-четверг с 8.30 до 17.45; пятница с 8.30 до 16.30.
Обращение можно направить в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю через сайт: http://www.75.rospotrebnadzor.ru или по электронной почте: tur@75.rospotrebnadzor.ru., а также посредством почтовой связи по адресу: