Результаты экспертизы проекта решения о бюджете муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

Результаты экспертизы проекта решения о бюджете муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

 

 В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате муниципального района, утвержденным решением Совета муниципального района от 15.02.2012 № 10, Положением «О бюджетном процессе в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края», утвержденным решением Совета муниципального района от 23.03.2016 № 16 Контрольно-счетной палатой муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края проведена экспертиза по проекту решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой проанализирована реализация в материалах к проекту решения:

- положений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года (далее – Послание Президента РФ);

- стратегических целей, установленных Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года №№ 597-601, 606, от 1 июня 2012 года №761 и от 28 декабря 2012 года №1688;

- основные показатели социально-экономического развития муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов;

- основных направлений налоговой и бюджетной политики муниципального района;

- муниципальных программ муниципального района (проектов муниципальных программ).

В ходе проведения экспертизы проанализированы доходы проекта бюджета муниципального района, расходы проекта бюджета как в «программном» так и в «непрограммном» формате, межбюджетные отношения, публичные нормативные обязательства, дефицит бюджета муниципального района и муниципальный долг на очередной финансовый год и плановый период.

В результате проведенной экспертизы сделаны следующие выводы:

1. Проект решения о бюджете муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов внесен Главой муниципального района на рассмотрение в Совет муниципального района 15 ноября 2017 года в срок, установленный Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края срок.

Проект решения о бюджете муниципального района размещен на официальном сайте Администрации муниципального района края 14 ноября 2017 года, тем самым исполнены требования ст.36 Бюджетного кодекса РФ «Принцип прозрачности (открытости)».

В целом, внесенный проект решения «О бюджете муниципального района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» составлен и представлен для рассмотрения в Совет муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Документы и материалы, представленные одновременно с проектом решения, соответствует требованиям ст.1842 Бюджетного кодекса РФ, п.14 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе.

Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает следующее. 

1). Законом Забайкальского края от 08.12.2014 № 1098-ЗЗК «О перечне должностных лиц органов местного самоуправления, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля, муниципального финансового контроля», должностные лица Контрольно-счетной палаты муниципального района наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, в части нарушений бюджетного законодательства, выявленных при осуществлении муниципального финансового контроля. Администратор данных поступлений в доход бюджета муниципального района в проекте решения о бюджете муниципального района не определен.

2). В текстовой части и приложениях к представленному проекту решения о бюджете муниципального района:

- в пункте 21 утвержденный объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений не соответствует объему, распределенному приложением №16. Так, в п.21 утверждено на 2018 год - 41157,7 тыс. руб., на 2019 год – 41152,7 тыс. руб., на 2020 год – 41154,6 тыс. руб., а в приложении №16 распределено на 2018 год – 349802,4 тыс. руб., на 2019 год – 149810,7 тыс. руб., на 2020 год – 163839,5 тыс. руб.;

- в подпункте 5 пункта 22 объемы бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений не прописаны по годам и в приложении №18 нет распределения данных межбюджетных трансфертов по годам.

2. Прогнозные показатели муниципального района согласованы с Министерством экономического развития и промышленной политики Забайкальского края и согласуются с  долгосрочными стратегиями развития территории и края.

Параметры Прогноза СЭР свидетельствуют о положительной динамике темпов роста в 2018-2020 годах (прогнозные значения индексов несколько выше значений, учтенных в прогнозе на 2017-2019 годы).

Контрольно-счетная палата отмечает, что практически все основные показатели социально-экономического развития муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов существенно отличаются от планируемых основных показателей на 2018 год, при формировании бюджетов муниципального района как на 2016 год, так и на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, что может свидетельствовать о недостаточной степени достоверности и надежности разрабатываемых прогнозов.

Кроме того, существуют риски недостижения запланированного роста в 2018-2020 годах по отдельным показателям, что обусловлено существующей вероятностью сохранения более низких темпов роста экономики по сравнению с прогнозируемыми, и может оказать негативное влияние на показатели.

Также отмечено, что Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития не в полной мере соответствует Порядку разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района. Так в нарушение п.8 указанного Порядка в  пояснительной записке нет обоснования прогноза по объему выполненных работ по виду деятельности «строительство».

3. Общий объем доходов на 2018 год прогнозируется в объеме 1228354,3 тыс. руб., на 2018 и 2019 годы – 978159,9 тыс. руб. и 979188,2 тыс. руб. соответственно.  

В сравнении с ожидаемой оценкой 2017 года в целом на 2018 год прогнозируется рост поступлений на 16,4% или на 173441,7 тыс. рублей. По налоговым и неналоговым доходам прогнозируется рост на 3,0%, или на 9637,7 тыс. рублей.

Объем налоговых и неналоговых доходов в проекте решения о бюджете планируется в сумме: 2018г – 328920,8 тыс. руб., 2019г – 340212,6 тыс. руб., 2020г – 356150,9 тыс. руб.

Прогнозные расчеты поступления налоговых и неналоговых доходов произведены в соответствии с действующими нормами законодательства РФ и Забайкальского края,  нормативными правовыми актами муниципального района, с учетом данных главных администраторов доходов, динамики фактических поступлений.

Следует отметить, что в пояснительной записке при обосновании расчетов поступлений по единому налогу на вмененный доход приведена ссылка на решение Совета муниципального района от 25.11.2009г № 180 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края». Однако данный нормативный правовой акт утратил силу с 01.01.2012 года (решение Совета от 23.12.2011 № 144). С 01 января 2015 года и по настоящее время, действующим нормативным правовым актом муниципального района о введении в действие на территории муниципального района системы налогообложения в виде вмененного дохода для отдельных видов деятельности, является решение Совета муниципального района от 19.11.2014 № 100.

4. Общий объем расходов в проекте бюджета муниципального района на 2018-2020 годы предусмотрен в сумме: на 2018 год – 1232798,8 тыс. руб., на 2019 год – 980759,9 тыс. руб., на 2019 год – 980588,21 тыс. руб.

Расходы на решение вопросов местного значения в общих расходах муниципального района 2018-2020 годов предусмотрены в объеме: на 2018г – 4041130,3 тыс. руб. на 2019 г – 393644,6 тыс. руб., на 2020г – 404707,9 тыс. руб., что составляет 32,5%, 40,1% и 41,3% соответственно в структуре общих расходов.      

Расчетная потребность расходов на решение вопросов местного значения на 2018 год составляет 451201,6 тыс. руб. Таким образом, ассигнования предусмотрены на 88,9%, недостающий объем финансирования составляет 50071,5 тыс. руб.

Финансовая помощь из бюджета края в расходах на решение вопросов местного значения составляет: в 2018 году (67765,0 тыс. руб.) – 16,9%, в 2019 году (50832,0 тыс. руб.) – 12,9% и в 2020 году (47157,0 тыс. руб.) – 11,7%.

Проект местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован на базе 4 муниципальных программ.

Распоряжением Администрации муниципального района от 31.05.2016г №384 «Об организации разработки муниципальных программ муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на среднесрочный период 2017-2020 годов» утвержден перечень, состоящий из 5 муниципальных программ, подлежащих разработке на среднесрочный период 2017-2020 годов в срок до 1 октября 2016 года, в том числе муниципальная программа «Экономическое развитие».

Следует отметить, что Комитетом экономического и территориального развития Администрации муниципального района эта муниципальная программа по настоящее время не разработана.

Доля расходов в программном формате, в проекте бюджета муниципального района, составляет в 2018 году – 94,7%, в 2019 году – 93,9%, в 2020 году – 93,8%.

Проведенный анализ соответствия показателей муниципальных программ показателям проекта бюджета показал, что проекты Постановлений Администрации муниципального района о внесении изменений в программу значительно отличаются от показателей проекта бюджета муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Расходы по непрограммным направлениям деятельности в проекте бюджета запланированы следующих объемах: 2018 год – 65184,5 тыс. рублей; 2019 год – 60265,0 тыс. рублей; 2020 год – 60393,1 тыс. рублей.

Структуру непрограммных расходов составляют расходы на содержание органов местного самоуправления, направляемые на обеспечение их деятельности, предоставление субсидий юридическим лицам, резервные средства, дорожный фонд, социальное обеспечение граждан и другие.

Результаты проведенной экспертизы показали, что бюджет сформирован в тяжелых финансовых условиях. Средства на реализацию муниципальных программ предусмотрены в бюджете исходя не из потребностей программных мероприятий, а из возможностей бюджета муниципального района, с применение ограничений, что и для непрограммной деятельности.

Фактически формирование проекта местного бюджета продолжается исходя из традиционного подхода (на базе распределения бюджетных ассигнований по функциональной классификации расходов бюджета), что прослеживается, в том числе, исходя из содержания пояснительной записки к проекту решения, так как обоснованиям расходов по разделам функциональной классификации отдан приоритет. При формировании проекта бюджета на 2018 год и плановый период не соблюдены положения ч.2 ст.179 БК РФ в части утверждения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ.

5. Дефицит бюджета муниципального района спрогнозирован в объеме: на 2018 год – 4444,5 тыс. руб., на 2019 год  - 2600,0 тыс. руб., на 2020 год 1400,0 тыс. руб. и составляет 1,4%, 0,8% и 0,4% соответственно, утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что соответствует п.3 статьи 92.1. Бюджетного кодекса РФ.

Муниципальный долг муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2018 год составляет 6555,5 тыс. руб.

 

Контрольно-счетной палатой муниципального района даны следующие предложения:

1. При рассмотрении проекта решения Совета муниципального района «О бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Советом муниципального района предлагается учесть результаты проведенной Контрольно-счетной палатой муниципального района экспертизы.

 2. Администрации муниципального района и ее отраслевым (функциональным) органам:

1). При разработке основных направлений бюджетной политики муниципального района на следующий год и плановый период:

- определять перечень приоритетных направлений, по которым будут складываться межбюджетные отношения на уровне «муниципальный район – муниципальные образования, входящие в состав муниципального района» с тем, чтобы дать возможность заранее понять муниципальным образованиям, в отношении каких направлений будет осуществляться финансовая поддержка из бюджета муниципального района в виде субсидий, и с учетом данной информации более продуманно сформировать проекты местных бюджетов;

- отражать информацию о результатах реализации бюджетной политики в отчетном и текущем годах, что соответствует принципам гласности и открытости для населения результатов деятельности органов местного самоуправления;

2). В целях соблюдения требований п.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ ответственным исполнителям за разработку и утверждение муниципальных программ необходимо привести муниципальные программы в соответствие с решением о бюджете не позднее 3 месяцев со дня его вступления в силу, обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для исполнения решения о бюджете муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

3). Обеспечить рост доходов бюджета муниципального района, в том числе за счет исполнения в полном объеме главными администраторами доходов полномочий по своевременному и полному поступлению неналоговых доходов, снижению сумм недоимки;

            4). Повысить требования к эффективному использованию бюджетных средств и достижению результативности (установленных целей) ответственными исполнителями муниципальных программ, а также главными распорядителями бюджетных средств;

5). Комитету экономического и территориального развития  Администрации муниципального района:

-пояснительную записку к прогнозу социально-экономического развития составлять в соответствии с требованиями Порядка разработки прогноза социально-экономического развития муниципального района;

- разработать муниципальную программу «Экономическое развитие».

6). Комитету по финансам Администрации муниципального района при подготовке поправок ко второму чтению:

- в целях администрирования доходов бюджета муниципального района, в части поступления административных штрафов предлагаем в Приложении 2 к проекту решения о бюджете муниципального района «Перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» за главным администратором доходов бюджета муниципального района – Контрольно-счетной палатой (934) закрепить код бюджетной классификации 1 16 18050 05 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов муниципальных районов)»;

- в целях соблюдения требований п.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ утвердить решением о бюджете объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом Администрации муниципального района;

- уточнить редакции пунктов 21, 22 рассматриваемого проекта решения;

- уточнить редакцию приложения 18 к проекту решения, в том числе в части распределения межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Заключение на проект решения о бюджете муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов направлено в Совет и Главе муниципального района.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                           М.В.Тютрина

Скачать файл