- Создано: 01 Апреля 2020
- Просмотров: 540
РАЗЪЯСНЕНИЯ
по применению Временных правил оформления электронных листков нетрудоспособности, а также назначения и оплаты больничных пособий в случае карантина в связи с новым коронавирусом
18 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждены временные правила оформления электронных листков нетрудоспособности, а также назначения и оплаты больничных пособий в случае карантина в связи с новым коронавирусом (далее – Временные правила), которыми определены порядок оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее соответственно - застрахованные лица, пособие по временной нетрудоспособности), в период нахождения на карантине в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Срок действия Временных правил определен до 1 июля 2020 года.
Временные правила распространяют свое действие на:
- физических лиц, то есть застрахованных лиц, которые либо прибывают в Российскую Федерацию с территорий стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусом, либо проживают совместно с такими лицами;
- страхователей-работодателей, у которых трудятся указанные граждане;
- медицинские организации, отобранные для выдачи листков нетрудоспособности по Временным правилам.
Временными правилами предусмотрена следующая последовательность действий:
- застрахованное лицо через личный кабинет на сайте Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) подает заявление о выдаче электронного листка нетрудоспособности вместе с необходимыми документами (п. 6 Временных правил);
- Фонд передает информацию в медицинскую организацию (п. 8 Временных правил);
- медицинская организация формирует электронный листок временной нетрудоспособности (п. 9 Временных правил);
- Фонд получает информацию о формировании листка нетрудоспособности от медицинской организации и идентифицирует страхователя застрахованного лица, в т.ч. с использованием СНИЛС (посредством запроса в Пенсионный фонд России) (п. 11 Временных правил);
- когда страхователь найден, Фонд запрашивает у него сведения для назначения и выплаты пособия, в электронной форме (п. 12 Временных правил);
- страхователь в течение двух рабочих дней с даты получения запроса от Фонда или с даты, когда работник сообщил номер сформированного ему электронного листка нетрудоспособности, представляет нужные сведения. Здесь действуют правила пилотного проекта «Прямые выплаты» (п. 14 Временных правил);
- Фонд выплачивает пособие (п.15 Временных правил).
Таким образом, Временные правила затрагивают страхователя-работодателя только частично: он обязан оперативно представить документы.
Оплата больничного производится из средств Фонда. Соответственно, никаких дополнительных расходов для страхователя не будет.
Пособие назначат и выплатят в следующие сроки:
- за первые семь дней - в течение одного рабочего дня с даты получения от страхователя сведений, необходимых для назначения и выплаты, но не позднее окончания седьмого календарного дня больничного;
- за оставшееся время - в течение одного календарного дня с даты окончания временной нетрудоспособности.
Обращаем внимание, что максимальный и минимальные размеры пособия ограничены. Однако работодатель может принять решение доплачивать сотрудникам, например до их среднего заработка.
Пособие назначается и выплачивается на основании листка временной нетрудоспособности в электронной форме. Он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью медработника и медорганизации.
Больничный формируется сразу на 14 дней на основании заявления застрахованного лица и прилагающихся документов.
Если медорганизация выдала больничный на основании очной экспертизы временной нетрудоспособности (например, при осмотре фельдшером скорой помощи), то она не позднее следующего рабочего дня должна передать в ФСС сведения о выдаче электронного литка временной нетрудоспособности.
Для выдачи больничного листка застрахованное лицо должно направить через личный кабинет на сайте Фонда заявление о выдаче электронного больничного и некоторые документы для того, чтобы было назначено и выплачено пособие. Войти в личный кабинет получится с помощью регистрации на портале госуслуг. Заявление можно подать и за другое, не зарегистрированное на портале госуслуг лицо, с его согласия.
В заявление нужно указать:
- ФИО;
- дату рождения;
- адрес места жительства или пребывания;
- СНИЛС;
- номер полиса ОМС;
- номер и дату выдачи загранпаспорта;
- согласие совместно проживающего лица, не зарегистрированного на портале госуслуг, на подачу заявления от его имени;
- иные подтверждения факта совместного проживания.
Приложить необходимо такие сведения и документы:
- электронные образы первого листа загранпаспорта с фотографией, а также страниц с отметками о пересечении госграницы РФ;
- электронный билет, электронный образ проездного документа либо иных документов, которые подтверждают, что застрахованное лицо было на территории иностранного государства;
- электронные образы документов, которые подтверждают совместное проживание с теми, кто вернулся из "зараженных" стран.
Больничный лист по новым правилам вправе выдавать уполномоченная медорганизация.